Золотая педагогика

Сущность психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Образование » Реализация условий эффективного профессионального самоопределения старшеклассников » Сущность психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 1

Миссия психологов и педагогов, занятых вопросами вхождения молодежи в трудовую жизнь, — помочь подрастающему поколению правильно выбрать свою профессиональную стезю. С этим связано всем известное понятие «профориентация». Оно очень объемно, т.к. предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и про консультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация, и профконсультация – это ориентирование школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с само ориентированием учащегося.

«Самоопределение» для старшеклассника — это самостоятельность, свобода выбора. Для педагога же — это отнюдь не повод для умиления личностной активностью детей и устранения от дел, а область повседневного умелого руководства процессами их психического развития.

И профессиональное самоопределение подрастающего человека, и работа по педагогическому руководству этим самоопределением регулируются тем образом («психологическим портретом») человека, который сложился в общественном сознании.

По поводу этого образа полезно задуматься: в каком соотношении воспитывать послушность и активность, практичность, адаптивность и способность идти «против течения», осознание своих личных качеств, душевного мира сторонних людей и быстрое, непосредственное реагирование на ситуацию? Речь идет о разумном равновесии между свободным развитием старшеклассника и педагогическим руководством этим развитием. Мы делаем акцент на идее уважения к самостоятельности подрастающего человека и на задаче формирования у него способности и умения самому определять и осуществлять собственные жизненные профессиональные планы.

Для самого подрастающего человека результатом профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план. Он, как минимум, предусматривает ближайшие шаги на профессиональном пути: выбор формы профессионального обучения, учебного заведения.

Для педагога, занятого руководством профессиональным самоопределением, результатом работы является состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего. Это обдумывание должно быть сообразовано с важнейшими общечеловеческими ценностными представлениями и социальными нормами.

В свою очередь, общечеловеческие ценностные представления — это не есть усреднение всего того, ради чего может быть активным любой и каждый. Но это то, что характеризует лучшую часть общества — профессионалов, «делателей» чего-то полезного (воспроизводство и совершенствование материальной и духовной культуры во всех ее проявлениях, уважительное отношение к индивидуальному и возрастно-половому своеобразию «другого», взаимообогащение опытом).

Педагог, школа составляют, в свою очередь, важное, но не единственное звено в большой системе социальных структур, учреждений общества, источников информации, отдельных лиц или групп, так или иначе фактически влияющих (прямо или опосредствованно, в желательном или нежелательном направлении) на процессы профессионального самоопределения молодежи: это и семья, и друзья Школьника, и органы здравоохранения, и средства массовой информации, произведения литературы и искусства, научные, научно-методические учреждения, органы управления обществом. Важно задумываться о возможностях, ограничениях и фактическом функционировании (или бездействии) каждого из звеньев этой системы в обсуждаемом деле.

Для руководства профессиональным самоопределением подрастающего человека необходимо ориентироваться в таких областях знания, как возрастная, дифференциальная психология, психология профессий, методика индивидуальной и групповой работы с учащимися по активизации их самовоспитания как будущих профессионалов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Организация обучения математике
с использованием квантового обучения Организация обучения математике с использованием технологий квантового обучения зависит от того, умеют ли учащиеся пользоваться этими технологиями или еще с ними не знакомы. Если учащиеся умеют пользоваться технологиями квантового обучения, то работа преподавате ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru