Золотая педагогика

Методы и формы профориентационной работы

Страница 1

На основании теоретического исследования установлено, что в разные периоды развития общества и школы проблемы профориентации решались с учетом исторического характера воспитания и обучения. За все время существования профориентации был накоплен богатый опыт работы в этой области, как в зарубежной, так и отечественной практике. Однако современные реформы в нашей стране диктуют необходимость пересмотра наработок прошлых лет, поиска новых теоретико-методических оснований профессионального развития личности.

В современных условиях выделяются приоритетные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников:

— помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям «рынка»;

— формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации;

— формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху (это не «сделка с совестью», а искусство уступать в малом, несущественном);

— формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности;

— подготовка к достойному поведению в сложных жизненных ситуациях и в ситуациях профессионального кризиса.

В деле педагогического содействия развитию учащегося как потенциального (будущего) субъекта профессионального труда можно различать следующие возможные подходы: просветительский, диагностический, воспитательный, диалогический (партнерский), имитационно-игровой и комплексный. Эти подходы разграничены не строго, они частично совпадают, но тем не менее их важно различать.

Просветительский подход: предоставляет возможность дать обзорную классификацию занятий, профессий; трудовых проб как средств разумного вхождения в профессию.

Диагностический подход стал развиваться и культивироваться в конце XIX—XX в. в связи с развитием экспериментальной педагогики и психологии, тестологии. Тесты — это сравнительно кратковременные стандартизированные испытания отдельных особенностей человека или их наборов, комплексов (скажем, продуктивности его памяти, его эмоциональной устойчивости, способности решать задачи на словесном или наглядно-образном материале, быстроты реагирования на движущиеся объекты и пр.).

Разумеется, велик соблазн — в считанные часы выявить способности человека и определить его профессиональное будущее, но надо только помнить об ограничениях тестовых методов и не преувеличивать их возможности. Этот подход при умелом применении может быть полезен и для самопознания учащегося, и для стимуляции его самовоспитания, и как средство педагогического изучения учащихся.

Наряду с диагностическим подходом в деле содействия выбору профессии выделяют воспитательный подход, связанный с реализацией основной функции педагога — формированием, преобразованием ума, характера, чувств, воли, умений, представлений растущего человека в соответствии с так или иначе осознанным запросом общества.

Этот подход фактически (независимо от того, декларируется он или просто оказывается чем-то само собой разумеющимся) является достаточно традиционным и развитым в отечественной педагогике. Воспитание не исключает диагностику, но понятно и то, что доставляемое традиционной (тестологической) диагностикой знание об учащемся здесь (при всей полезности этого знания) отчетливо обнаруживает также и свою ограниченность, недостаточность («лоскутность»).

В последнее время акцентируются идеи так называемого диалогического подхода, который следует признать весьма перспективным и продуктивным, как удобного средства изучения сознания и воздействия на него.

Суть диалогического подхода, если иметь в виду его современную реализацию в деле руководства профессиональным самоопределением, состоит кратко в следующем. Поскольку наше сознание имеет диалоговую природу, наиболее подходящим методом как для активизации самопознания и самоопределения оптанта (выбирающего профессию), так и для корректного педагогического воздействия на него является организация доверительного обсуждения существенных сторон ситуации выбора профессии. При этом обсуждение ведется по определенным правилам, максимально гарантирующим равноправные позиции собеседников и отсутствие какого-либо заметного педагогического «давления».

Диалогический подход — это вместе с тем и подход глубоко индивидуализированный (и, значит, времяемкий, трудоемкий для педагога); он предполагает и самопознание «вот этого» учащегося, и психолого-педагогическое изучение его, и корректное воздействие педагога на формирующееся сознание учащегося.

Имитационно-игровой подход предполагает работу педагога с учащимися в стиле специальных «деловых» (имитационных) игр.

Например (по Н.С. Пряжникову), классу объявляется о предстоящей деловой игре с такой инструкцией: «Пришло сообщение о прибытии на нашу планету представителей другой цивилизации. Срочно организуется пресс-конференция. Из-за технических сложностей время пребывания пришельцев на Земле ограничивается 15 минутами. За это время наши цивилизации должны узнать друг о друге самое главное». 2–3 ученика играют роль «пришельцев». Остальные учащиеся — журналисты; педагог — «ведущий» пресс-конференции. В ходе игры можно активизировать у учащихся понимание роли труда для процветания общества и счастья людей, представления о профессиях и т.д. Игры могут быть разными по тематике. Обычно они заметно активизируют учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Обоснование и описание метода
Гипотеза (теоретическая): способность структурировать собственное время является критерием перехода от подросткового к юношескому возрасту. Гипотеза (практическая): деятельность планирования (структурирования времени) является основанием для распределения ресурсов в юношеском возрасте. Объект иссле ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru