Золотая педагогика

Методы и формы профориентационной работы

Страница 2

Комплексный подход сводится к разумному, уместному использованию разных средств, культивируемых сторонниками нескольких ранее охарактеризованных подходов. И это комплексирование уместно оставлять на здравый профессиональный смысл и индивидуально-своеобразную творческую инициативу самого педагога-практика, берущего на себя тяготы руководства профессиональным самоопределением учащихся.

Итак, примем во внимание, что «процесс профессионального самоопределения старшеклассника отнюдь не автономен; он в значительной степени зависит от внешних, педагогических условий, а не представляет собой простое развертывание чисто внутренних сил человека».

Можно условно выделить группы методов в соответствии с уже выделенными ранее подходами в деле педагогического содействия профессиональному самоопределению: информационно-справочными, диагностическими (направленными на самопознание), методами морально-эмоциональной поддержки школьника и методами принятия решения и построения перспектив профессионального развития старшеклассника. Знание и владение этими методами во многом обеспечивают эффективность профессионального самоопределения старшеклассника.

Информационно-справочные, просветительские методы:

— профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

— справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);

— информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ). Наиболее перспективны, конечно же, электронные ИПС, Но для их эффективной работы нужны не только подготовленные программисты, но и ирреальные контакты профконсультационных центров с заинтересованными организациями и учреждениями. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не часто;

— профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);

— экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

— встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);

— познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

— профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);

— учебные фильмы и видеофильмы;

— использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения произвести впечатление на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения объема профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода редакторским правкам и цензуре);

— различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но я выпускникам школ. На этих «ярмарках» безработные и незанятые люди встречаются с представителями различных фирм и учреждений и нередко делают важные выборы (иногда до 40 % клиентов решают на «ярмарках профессий» свои проблемы). Такая форма работы позволяет экономить много времени (не нужно каждый раз куда-то идти, договариваться и т.п., нужно просто переходить от одного стола к другому и завязывать контакты с представителями организаций).

Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):

— беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

— открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

— опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

— опросники профессиональных способностей. Их нужно применять очень избирательно; для их использования и интерпретации результатов требуется особая подготовка профконсультанта; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий профпригодность формируется в самой трудовой деятельности;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Виды монологической речи
В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к собеседнику или группе слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушат ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru