Золотая педагогика

Методы и формы профориентационной работы

Страница 4

— построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив (траекторий);

— использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всём разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно «не забыть», принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего:

Позиция старших членов семьи

Позиция сверстников, «значимых других» из круга вне семейного общения

Позиция (в отношении данного ученика) учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога

Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности

Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания — важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.

Уровень информированности

Склонности к тем или иным видам деятельности

Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределённости, и случай отсутствия).

Идеальным случаем был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере.

Планы старшеклассника могут возникать под влиянием предрассудков и не согласовываться с его же склонностями. Например, намеривается быть экономистом, поскольку это престижно, хотя больше всего любит возиться в живом уголке, интересуется биологией. Его планы могут не согласовываться с позицией родителей, а с другой — с тем, куда его тянут товарищи по спортивной команде, и т.п. Все это может недостаточно ясно сознаваться старшеклассником. Задача педагога — помочь ему внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии.

Вывод. Выбор профессии — самое важное и трудное дело для старшеклассника, задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия — это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптации молодого специалиста к профессиональной общности. При этом с другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать из чего выбираешь.

Дело усугубляется еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий (пространства выбора) большие трудности и сложности доставляет школьнику также ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможно.

Средство, с помощью которого можно одолеть трудности обсуждаемого рода — осведомленность (информированность) старшеклассников, поэтому компетентное педагогическое руководство процессом самоопределения оптанта является «технологически» необходимым.

Результат деятельности педагога здесь — состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего в соответствии с важнейшими общечеловеческими ценностными представлениями и социальными нормами.

Но это существенно зависит и от того, какие формы профинформационной, профориентационной, профконсультационной работы составляют то конкретное образовательное пространство самоопределяющегося учащегося. Этим пространством на современном этапе, исходя из идеи «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», должны стать элективные курсы, вводимые на старшей ступени профильного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией с использованием наглядных средств
Формирующий этап проводился с целью преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией. На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru