Золотая педагогика

Основные нормативные документы Министерства образования и науки РФ, определяющие организацию и содержание профильного обучения в современной школе

Образование » Реализация условий эффективного профессионального самоопределения старшеклассников » Основные нормативные документы Министерства образования и науки РФ, определяющие организацию и содержание профильного обучения в современной школе

Страница 2

— элективные учебные предметы, изучаемые за счет компонента образовательного учреждения Базисного учебного плана, связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика, позволяют осуществить индивидуальные образовательные программы школьников.

При такой системе организации профильного обучения образовательное учреждение вправе реализовывать тот или иной профиль (или несколько профилей), а учащиеся — выбрать из перечня учебных предметов те, которые и составят его индивидуальный образовательный маршрут.

Органичное сочетание базовых, профильных и элективных предметов (курсов) позволит достичь целей профильного обучения и реализовать следующие принципы:

1. Принцип региональности определяется существенным различием занятости, рынков труда и образовательных услуг, социальных ожиданий выпускников школы. Очевидно, что имеются значительные различия между техно полисами и моно промышленными центрами, городами и деревнями именно в сфере трудовой занятости.

Инвариантной частью регионального содержания общего среднего образования становится реальное образование, с получением которого выпускник школы может претендовать на продолжение своего образования получением дальнейшего профессионального образования по массовым профессиям именно в этом регионе.

2. Принцип вариативности. Развитая вариативная часть профильного обучения условно делится на две — на гимназическое и углубленное реальное. Гимназическое образование по содержанию примерно адекватно традиционному полному среднему образованию, естественно, с преодолением искусственной многопредметности и усилением интегративности приобретаемых знаний. Гимназическое образование предназначается в первую очередь для тех, кто планирует получать высшее образование в университетах (на факультетах), ведущих целенаправленную подготовку научных кадров.

В старшей профильной школе вполне можно ожидать заметной дифференциации гимназического образования углубленным изучением отдельных дисциплин (в том числе профильных элективных курсов), включением учебной научной работы, использованием электронных носителей информации и др.

Углубленное реальное образование предназначается для тех, кто планирует продолжение образования в высших и средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку по массовым профессиям (инженеры, учителя, врачи, экономисты, менеджеры, строители, продавцы, рабочие высокой квалификации и т.п.).

3. Принцип индивидуализации предполагает, во-первых, свободу выбора учащимися старших классов профиля обучения, во-вторых, реальную возможность смены профиля на любом этапе обучения, в-третьих, самостоятельное определение целей и задач своего образования с учетом возможностей и способностей, изменений жизненных и профессиональных планов.

4. Принцип продуктивности учебной деятельности предполагает эскалацию проектной деятельности учащихся в профильном обучении.

Одним из недостатков традиционной педагогики является эскалация информационного обучения, которое базируется на постулате: «Для осмысленного действия нужны знания». При этом допускается, что, чем больше объем знаний, тем более результативным будет действие. Именно поэтому школьные курсы перегружены учебной информацией, что, в частности, приводит к заметному разрыву между так называемыми теорией и практикой, деятельностью и ее информационным обеспечением.

С позиций педагогической кибернетики можно считать, что знания приобретаются в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценивания результативности этого использования. Таким образом, можно утверждать, что, с одной стороны, знания образов действий (то есть умения) необходимы не до решения практических задач, а во время решения, с другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Использование музыки на уроках литературы
Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки. Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические поня­тия, как правило, с малыми ссылками на примеры из музыки. Важная особе ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru