Золотая педагогика

Элективный курс в системе профильной школы

Страница 1

Новые вызовы российской школе обуславливают необходимость реализации на практике комплексного подхода, использования всего образовательного пространства школы в интересах достижения основных целей учебно-воспитательного процесса.

Образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, т.е. в системе образования должны быть созданы условия реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (после школьных) жизненных планов.

Эта система, как мы уже отметили, должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные. Соотношение объемов перечисленных типов учебных предметов 50:30:20.

Базовые общеобразовательные курсы — курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов должен быть функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным. Безусловно, набор базовых общеобразовательных курсов, обеспечивающих минимальный уровень общего образования для каждого старшеклассника, — это в определенной мере консенсус, зона взаимного пересечения мнений, взглядов, отражающих наиболее значимые цели, задачи, функции общего образования.

Профильные общеобразовательные курсы — курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки — в филологическом профиле; право, экономика и др. — в социально-экономическом профиле и т.д.

Элективные курсы — это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Они необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Цель изучения элективных курсов — ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Исходя из этого, а также, принимая во внимание отмеченные выше цели профилизации обучения, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:

— иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся;

— способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;

— поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутри профильной специализации обучения;

— обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира, развитию обще учебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенции учащихся.

Школа может предложить 20-30 таких курсов, а ученик должен выбрать, скажем, 3 из них. Элективные курсы выполняют три основные функции:

а) могут стать надстройкой над профильными предметами, дополнять их, поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне. Например, для социально-экономического профиля могут представлять интерес курсы математической статистики, математической логики, теории вероятностей и т.п.;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Этапы развития детского рисунка
Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительны й. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей , которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти слу ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru