Золотая педагогика

Знания и труд – основа мышления

Страница 2

Прав был поэтому С.Рубинштейн, который считал, что при от­рыве от «родовых» свойств человека (а таким родовым свойством является его способность к труду вообще) выдающиеся способности неизбежно мистифицируются и путь для их изучения обрывает­ся. Изучению различий надо предпослать изучение природы обще­человеческих задатков. Тогда и талант будет понят не как количес­твенное различие в уровнях людей, а как «качественно новое свой­ство психики, связанное с коренным, принципиальным изменением в типе и характере труда . - пишет Э.Ильенков. - Это качество - результат гармонического и всестороннего развития человека . личности, сосредоточенной на решении больших, общественно зна­чимых задач». То есть талант воспитывает не всякий труд, а только тот, где есть действительные возможности творческой самостоя­тельности.

Труд органично связан с творчеством, как дыхание с кислоро­дом. И если человека лишают этого кислорода, то виновата в этом не природа, а исторические обстоятельства, в которых он живет.

В творческом труде как раз и обнаруживаются не «случайные» различия между людьми, а подлинно человеческие. Они лежат не в генетической обусловленности «способных - неспособных», а в сущности самовыражения личности как уникальной, ни на что не похожей. В творческом труде человек создает и внешний уникаль­ный (новый, небывалый до него) продукт, и собственную индивиду­альность (непохожесть, небывалость). Нетворческий, рутинный труд «стесывает» индивидуальность, ограничивает возможности ее внут­реннего развития. И тогда различия переносятся вовне - в одежду, в манеру поведения, в моду.

В основе таланта лежит тяжелый труд. Но эту «каторгу» насто­ящего труда ни на что не променяют люди, познавшие ее вкус. «Я . столяр . Вооруженный топориком, долотом и стамеской, с рубан­ком в руках, я царю за моим верстаком, над дубом узлистым, над кленом лоснистым . Сколько в них дремлет форм, таящихся и скры­тых! Чтобы разбудить спящую красавицу, стоит только, как ее воз­любленный, проникнуть в древесную глубь . Радость разума, кото­рый повелевает силами земли, который запечатлевает в дереве, в железе и в камне стройную прихоть своей благородной фанта­зии!» - утверждал роллановский Кола Брюньон.

Для поэта творчество, конечно, - не миф. Его не удовлетворя­ет внешняя поверхностная форма существования (недаром еще Шекспир утверждал: «Сведя к необходимости всю жизнь, и человек сравняется с животным»). Он понимает и чувствует, что за ней лежат истинные причины, закономерности. Он хочет проникнуть в меха­низм процесса во всем. Сквозь обманчивый глянец оболочки загля­нуть внутрь вещи, не скрывая детского желания сломать игрушку, чтобы узнать, что есть внутри.

.Таким образом, действительная проблема заключается не в способности или неспособности людей овладеть достижениями культуры. А в том, чтобы каждый человек получил практическую возможность вступить на путь ничем не ограниченного развития.

Обществу XXI века нужны творцы во всех сферах жизни, люди с активной жизненной позицией. Найти пути воспитания таких людей - важнейшая задача психологической и педагогической науки. И они будут найдены, ибо ничто так не способствует развитию на­уки, как действительные потребности общества.

Афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, существую» уже сегодня можно было бы выразить по-иному: «Разумно мыслю, дей­ствую, творчески преобразую мир и самого себя на благо Челове­ка, следовательно, действительно существую на нашей прекрасной Земле».

Творческий уровень знаний—это такие знания и уме­ния, которые приобретены в ходе самостоятельной поиско­вой деятельности учащихся. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются твор­ческими; ученики определяют тему и задачи работы, фор­мулируют гипотезу и план поиска, осуществляют поиск, обосновывают гипотезу, превращая ее в решение, вывод , затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательски­ми методами, которые и побуждают учащихся к само­стоятельной творческой деятельности: изучение истории родного села (улицы, колхоза, завода), творческого пути писателя-земляка, написание сценария ученического кино­фильма, комментариев к диа (кино) фильму, дикторского текста и т. п. Этот уровень достигается, как правило, в старших классах. А в средних и младших возможны лишь элементы исследования.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: 1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особе ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru