Золотая педагогика

Знания и труд – основа мышления

Страница 3

Поэтому нельзя без необходимого багажа опор­ных знании и приемов приступать к освоению высшего уровня знаний—творческого. На этом уровне вся цепочка мыследеятельности актуализируется для решения проблем, выполнения исследований. Например, к обобщающему уроку на тему «Как жили древнейшие люди» ученики мо­гут прочитать замечательную книгу Димитра Ангелова «Когда человека не было» (М., 1969). Художественно вы­писанные живые сцены жизни дополнят систему обоб­щенных знании учащихся на данную тему. Учитель мо­жет составить познавательные задачи по этой книге или каким-либо другим источникам, провести на их основе обобщающий урок. Мыслительная деятельность учащихся на таком уроке при условии соблюдения принципа оп­тимальности будет творческой деятельностью.

Учителю важно понимать взаимосвязь закономернос­тей мыследеятельности и уровней усвоения знаний: чем выше программируемый уровень знаний, тем более отработанной должна быть вся цепочка исходных, тактических приемов мыследеятельности. Знания должны возбуждать активную мыследеятельность, быть проблемными, т. е. такими, которыми учени­ки овладели в результате разрешения каких-то проблем или которые ученики используют для решения проблем, побуждающих к поиску. Такие знания должны актуали­зироваться учителем в проблемной ситуации. Например, обыденное знание «Листья дерева зеленые» еще проблем­ным не является, но оно станет проблемным, если поста­вить вопрос: «Почему листья дерева зеленые?», предложить познавательную задачу или задание. В практике отработано немало действенных способов создания проблемных ситуаций: столкновение противоречивых информаций, экскурс в историю науки, постановка эксперимента, противоречащего известной теории, и т. д.

Итак ,в основе творческого мышления лежит неистребимое желание «дойти до са­мой сути». «Как это чудесно, когда тебе откры­вается единая природа комплекса явлений, которые при непосред­ственном чувственном восприятии кажутся совершенно независи­мыми друг от друга», - говорил Эйнштейн.

И конечно, стремление к постижению мира, в котором мы жи­вем, было присуще людям, творившим всесторонне, показавшим своим собственным примером, какие возможности заложены исто­рией в каждом разумном человеческом существе.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Животные Южной Америки
А́ндский, или анди́йский ко́ндор - считается самой крупной летающей птицей Западного полушария. Андский кондор — крупный гриф с блестяще-чёрным опереньем, воротником белых перьев вокруг шеи и широкими белыми каймами на крыльях, особенно ярко выраженными у самцов. На голове и большей ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru