Золотая педагогика

Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников

Страница 1

Чтобы полнее и глубже понять взаи­мосвязь между перцепцией и творчест­вом, необходимо выяснить, какие функ­ции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализи­ровали природу, структуру и механиз­мы творчества и восприятия и попыта­лись найти то общее, что объединяет эти две психические реальности. Ана­лиз показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репро­дуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятель­ности. Мы выделили следующие продук­тивные функции восприятия, которые про­являются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразую­щая, эвристическая, регулирующая.

Целеобразующая функция — выделе­ние в визуальном поле объекта, отвечаю­щего цели и задачам деятельности. Об­раз восприятия, возникший в проблем­ной ситуации, является предметом ис­следовательской деятельности человека.

Моделирующая функция — упорядо­чение и объединение отдельных ощуще­ний в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельности человека в процессе твор­чества. Творческая деятельность предпо­лагает преобразование исходной ситуа­ции, наличной информации. С точки зрения Е.А. Ретановой, В. П. Зинченко, Н.Ю. Вергилеса, роль объекта, при­годного для преобразования, должна вы­полнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. «Объек­том такого рода преобразований являет­ся образ предмета, который можно вклю­чить в новые отношения, которым мож­но манипулировать» .

Преобразующая функция — способ­ность зрительной системы манипулиро­вать образами, находящимися в зритель­ном поле. На эту способность восприя­тия указывает В.П. Зинченко. Он счи­тает, что видимое поле в условиях ста­билизации непрерывно трансформиру­ется. Возможны фрагментарные выпаде­ния элементов поля, а также их восста­новление в целом или по частям. В ре­зультате манипулятивных действий с об­разами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдви­жению разнообразных гипотез решения творческой задачи.

Эвристическая функция — возникно­вение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивно­го образа есть результат увеличения ко­личества альтернативных схем для вос­приятия одного и того же объекта. В ос­нове такого восприятия лежат включе­ние объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предме­та с различных точек зрения, усмотре­ние в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприя­тия играет решающую роль в обеспече­нии новизны продукта творческой дея­тельности.

Регулирующая функция — соотнесе­ние результатов отражения внешнего ми­ра с самим же внешним миром. Она ос­новывается на таком свойстве восприя­тия, как предметность, которая выража­ется в так называемом акте объектива­ции, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. Регу­лирующая функция восприятия, обеспе­чивая адекватное отражение действитель­ности, дает возможность на основе оце­нок промежуточных результатов опреде­лять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипоте­зы и принимая другие.

Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех эта­пах творческого процесса. Мы соотнес­ли выделенные продуктивные функции восприятия с этапами творческого про­цесса (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение этапов творческого процесса и продуктивных функций восприятия

Этапы творческого процесса

Функции восприятия

1. Принятие или поста­новка цели

2. Анализ ситуации

3.Выдвижение гипотез и их проверка

4. Нахождение решения

Целеобразуюшая

Моделирующая

Преобразующая и регулирующая

Эвристическая и регули­рующая

Таким образом, связь между перцеп­цией и творчеством выражается в том, что с одной стороны, восприятие вклю­чает в себя творческие процессы, с дру­гой — перцептивные процессы выступа­ют в качестве элементов творческой дея­тельности. В то же время при достаточ­но высоком уровне теоретической раз­работки данного вопроса имеется мало экспериментальных данных, характери­зующих соотношение восприятия и твор­ческого мышления. В еще большей сте­пени это относится к выявлению взаи­мосвязи перцепции и творчества в раз­личных возрастных группах. Цель наше­го исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи зрительного вос­приятия и творческого мышления в млад­шем школьном возрасте, когда активно формируются механизмы творческой и учебно-познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Воспоминания ученика
«Один раз мы стали писать сочинение втроем: Лев Николаевич, Макаров и я. Все пошло у нас порядком. То Лев Николаевич скажет, то Макаров, то я. Лев Николаевич радовался нашему успеху и то и дело говорил: -Как прекрасно у нас выходит! Как хорошо! Бог даст, окончим и напечатаем, будет книга. К сожален ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru