Золотая педагогика

Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников

Страница 2

Были поставлены следующие задачи:

1) выявить характер связей между твор­ческим мышлением и особенностями восприятия цветных пятен Роршаха у младших школьников: 2) изучить особенности взаимосвязи творческого мышления и способностей зрительного восприятия це­лостно и адекватно отражать объект в младшем школьном возрасте.

В экспериментальном исследовании участвовало 126 учащихся I, II. III клас­сов, соответственно 40, 40 и 46 человек.

Диагностика творческого мышления осуществлялась при помощи тестДля а Торранса в адаптации Е.Е. Туник, использо­вались следующие задания: «Нарисуй кар­тину», «Незаконченные фигуры», «По­вторяющиеся фигуры»; вербальной креа­тивности — «Вопросы», «Причины», «Следствия», «Улучшение предмета». «Не­обычное использование», «Необычная си­туация». Оценка образной креативности включала в себя такие показатели, как беглость, оригинальность, разработан­ность, абстрактность названий, сопро­тивление замыканию; оценка вербальной креативности — беглость, оригиналь­ность и гибкость.

Для диагностики зрительного вос­приятия использовался тест Роршаха и методика С.В. Филиной: анкета и изу­чение зрительного восприятия на мате­риале художественного произведения.

Тест Роршаха применялся в качест­ве перцептивного теста для оценки осо­бенностей зрительного восприятия. При обработке результатов использовались следующие показатели: общее количество ответов (К), процент целостных ответов (\У%), процент целостных ответов с хо­рошей формой (\У+%), процент отве­тов на детали (0%), процент ответов с четкой формой (Р+%), количество отве­тов по движению (М), показатель «сум­мы цвета» (2-С), формоцветовые ответы (РС), цветоформовые ответы (СР). Анкета С. В. Филиной направлена на диагностику четырех свойств способно­стей зрительного восприятия: свойство целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации, свой­ство отражать многообразные детали объ­екта в их полноте и точности, свойство отражать незаметные и замаскированные детали в их полноте и точности, свойст­во адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации.

В качестве экспертов выступала груп­па учителей (основной учитель и учи­тель труда), которые по семибалльной шкале оценивали у каждого учащегося свойства способностей зрительного вос­приятия. Коэффициенты корреляции оце­нок учителей по классам варьировали от 0,53 до 0,78. Все показатели статистиче­ски значимы. Эти данные говорят о том, что эксперты имели относительно близ­кое понимание свойств зрительного вос­приятия.

Оценка способностей зрительного восприятия на материале художествен­ной картины (Н.В. Невреев «Смотрины») осуществлялась на основе следующих по­казателей: а) общее количество воспри­нятых деталей объекта, в том числе мало­заметных: б) количество правильно вос­принятых незаметных деталей объекта.

Соотнесение результатов методик Торранса и Роршаха показывает, что в слу­чае восприятия пятен в тесте Роршаха наблюдается наибольшее количество зна­чимых корреляционных связей показа­телей зрительного восприятия с вербаль­ной креативностью по сравнению с об­разной креативностью. Анализ получен­ных результатов показывает, что отсут­ствуют устойчивые значимые корреляци­онные связи между особенностями вос­приятия пятен теста Роршаха и показа­телями образной креативности, отражаю­щие динамику их взаимосвязи у учени­ков 1—3 классов. Выявленные в экс­перименте корреляционные связи пред­ставляют собой частные случаи взаимо­зависимости зрительного восприятия и образной креативности и не отражают ее закономерный характер.

Наличие устойчивых значимых кор­реляционных связей между особеннос­тями восприятия пятен Роршаха и вер­бальной креативностью можно объяс­нить тем, что в основе восприятия не­определенных пятен Роршаха и вербаль­ной креативности лежит один и тот же механизм интеллектуальной деятельно­сти — механизм возникновения разно­образных образных ассоциаций на предъ­являемый стимул и трансформации об­разной информации в словесную форму. Поэтому выявленная значимая связь меж­ду общим количеством ответов в тесте Роршаха и всеми свойствами вербальной креативности младших школьников сви­детельствует о том, что дети, которые могут увидеть в неопределенном объек­те большое количество конкретных зри­тельных образов и выразить их в речи (соединить образ со словом), проявляют По Роршаху целостные отве­ты — один из важных признаков интел­лекта. Однако в большинстве дальней­ших исследований было обнаружено, что «целостные ответы могут служить значимой характеристикой интеллекта только в том случае, если они пред­ставляют собой ответы с хорошей фор­мой и при этом являются не банальны­ми, а либо комбинаторными, либо ори­гинальными по особенностям восприя­тия». Следовательно, целост­ные ответы с хорошей формой можно оценить только в единстве с другими показателями. Наиболее информативны­ми с этой точки зрения являются пока­затели ответов по движению (М) и пер­северации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Виды заданий со слабоуспевающими детьми
Обучение слабоуспевающих учащихся необходимо проводить по специальной программе, которая, с одной стороны, должна быть всесторонней, а с другой – должна быть доступной для применения в условиях современной наполняемости классов и учебной загруженности учителей. В системе специальных знаний обязател ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru