Золотая педагогика

Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников

Страница 3

По нашим данным, у испытуемых в ответах часто встречаются персеверации, которые являются отражением инертно­сти представлений. Количество персе­вераций составляет около 17 % в каж­дом классе, что примерно в два раза больше возрастных показателей, полу­ченных в исследовании И. Г. Беспалько и М.Н. Раевой. Кроме того, в эксперименте получена положительная корреляционная связь вербальной креа­тивности с показателями персевераций в I и II классах. Наличие этой связи можно рассматривать как отражение несформированности у младших школьни­ков механизмов зрительного восприятия.

В отношении ответов по движению существуют различные интерпретации. Сам Г. Роршах - ответы рассматривал как меру внутренней жизни, или интроверсию, которая может проявляться в творчестве. Однако, как указывает Б. И. Белый , специальное изучение связи между М-продукцией и творчест­вом не выявило значимых корреляций. В нашем эксперименте обнаружены толь­ко две значимые корреляционные связи ответов по движению с вербальной креа­тивностью.

Таким образом, практическое отсут­ствие ответов по движению и большое количество персевераций у испытуемых указывают на то, что целостные ответы с хорошей формой в большинстве своем не являются комбинаторными и ори­гинальными и поэтому имеют отрица­тельную корреляционную связь с твор­ческим мышлением. В этом случае це­лостные ответы с хорошей формой не могут рассматриваться в качестве пока­зателя творческого потенциала ребенка.

Креативные дети. как показывает про­веденный эксперимент, дают больше, чем некреативные, ответов в тесте Роршаха. Однако эти ответы чаще являют­ся детализированными ответами с пло­хой формой, т.е. в редко встречающих­ся ответах наблюдается несоответствие между концепцией образа, которую пред­лагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует. Ответы креативных детей не привязаны к пятну. Ребенок видит в пятне такие образы, которые мало напоминают кон­фигурацию предъявляемого стимула и редко встречаются в протоколах испы­туемых. В процесс восприятия таких де­тей активно вплетаются различные эле­менты воображения, благодаря чему уве­личивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха или, как пи­шет М.А. Холодная, происходит «увели­чение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта», что на­ходит выражение в повышении показа­теля общего количества ответов на предъ­являемый стимул.

Полученные данные позволяют нам рекомендовать тест Роршаха для прак­тической деятельности психологов в качестве инструмента, с помощью которо­го по общему количеству ответов можно оценить вербальную креативность млад­ших школьников.

Анализ возрастной динамики взаи­мосвязи творческого мышления и зри­тельного восприятия показывает, что об­щее количество корреляционных связей от I к III классу увеличивается и состав­ляет соответственно 6 и 12. Связь зри­тельного восприятия и вербальной креа­тивности выявлена только в III классе.

Выявленная связь способностей зри­тельного восприятия с образной креа­тивностью свидетельствует о том. что способность детально разрабатывать при­думанные идеи и сопротивляться обра­зованию привычных гештальтов в не­которой степени определяется тем, на­сколько у младшего школьника развиты такие свойства зрительного восприятия, как способность целостно и адекватно отражать объект, а также многообразные незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.

Итак, корреляционная связь между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников про­является по-разному. Особенности вос­приятия пятен Роршаха коррелируют пре­имущественно с вербальной креативно­стью, особенности восприятия зритель ной информации учебного характера (учебные тексты, плакаты, картины, схе­мы) и художественной картины — с об­разной креативностью.

Выявленные особенности корреляци­онной связи между творческим мышле­нием и зрительным восприятием отра­жают механизм влияния специфики объ­екта познания на процесс восприятия. В. Д. Шадриков отмечает, что содержа­ние восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсор­ных систем, но и особенностями самого объекта восприятия.

Кроме того, несовпадение типов взаи­мосвязи творческого мышления и зри­тельного восприятия также можно объ­яснить тем, что используемые в экспе­рименте методики диагносцируют раз­ные механизмы восприятия. Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, воз­никающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экс­пертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины на­правлены на диагностику свойств спо­собностей зрительного восприятия цело­стно и адекватно отражать объект.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво р ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru