Золотая педагогика

Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников

Страница 4

Проведенное нами эксперименталь­ное исследование показывает, что меж­ду творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников су­ществует взаимосвязь, но сила и харак­тер связи между ними проявляется по-разному в отношении разных показателей творческого мышления. У одних школь­ников при высоком уровне зрительного восприятия формируется высокий уро­вень творческого мышления, у других детей между этими процессами суще­ствуют более сложные типы взаимосвя­зи: как отсутствие, так и наличие кор­реляционных зависимостей между зри­тельным восприятием и отдельными свойствами творческого мышления.

Таким образом, выявленная в экспе­рименте взаимосвязь зрительного вос­приятия и творческого мышления может рассматриваться как важный фактор раз­вития творческого мышления в младшем

школьном возрасте. Зрительное восприя­тие является той детерминантой, воздей­ствуя на которую можно существенным образом влиять на развитие творческого мышления младших школьников.

Однако в условиях традиционной об­разовательной школы, где преобладает информационная модель обучения, не­достаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитив­ных способностей детей, в том числе и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на ос­нове визуальной репрезентации.

Развитие зрительного восприятия осо­бенно важно в младшем школьном воз­расте, так как этот период является сензитивным для формирования способов интеллектуальной деятельности. С це­лью развития творческого мышления не­обходимо научить детей целостному и адекватному отражению объекта, а так­же таким способам обработки визуаль­ного материала, которые обеспечивают новизну целостного перцептивного об­раза. В этом смысле восприятие долж­но рассматриваться учителем не только как репродуктивный, но и как продук­тивный процесс, включенный в любую творческую деятельность в качестве ее элемента.

На основе экспериментального ис­следования были сделаны следующие выводы.

1. Существует связь между отдельны­ми характеристиками творческого мыш­ления и особенностями восприятия пя­тен Роршаха младшими школьниками. Наибольшее количество значимых кор­реляционных связей наблюдается между показателями зрительного восприятия и вербальной креативности. Характер свя­зей между ними неоднороден: суммар­ный показатель вербальной креативно­сти положительно связан с общим ко­личеством ответов в тесте Роршаха и отрицательно связан с количеством це­лостных ответов с хорошей формой. Вы­явленные особенности взаимосвязи вер­бальной креативности и восприятия пя тен Роршаха можно рассматривать как результат активного подхода творческих детей к восприятию, т.е. включения эле­ментов воображения в перцептивный процесс, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха, что находит выражение в повышении показателя общего коли­чества ответов на предъявляемый стимул. Общее количество ответов в тесте Рор­шаха имеет не только диагностическое (показатель продуктивности зрительно­го восприятия), но и прогностическое значение (показатель уровня вербальной креативности младших школьников).

2. Способности зрительного восприя­тия целостно и адекватно отражать объ­ект связаны преимущественно с образ­ной креативностью и в первую очередь с такими ее характеристиками, как со­противление замыканию и разработан­ность. Способность детально разрабаты­вать придуманные идеи и сопротивлять­ся при этом образованию привычных гештальтов в некоторой степени опреде­ляется тем, насколько у младшего школь­ника сформированы операциональные механизмы зрительного восприятия, т.е. умение целостно и адекватно отражать объект, замечать многообразные мало­заметные и замаскированные детали объ­екта в их полноте и точности.

3. Выявленная в эксперименте взаи­мосвязь творческого мышления и зри­тельного восприятия у младших школь­ников может рассматриваться как важ­ный фактор развития творческого мы­шления в младшем школьном возрасте. Разработка методов формирования твор­ческого мышления у младшего школьни­ка должна осуществляться с учетом ин­дивидуальных особенностей зрительно­го восприятия учащихся. При работе с творческими детьми необходимо учиты­вать особенности их зрительного вос­приятия. которое характеризуется ак­тивностью и способностью целостно и адекватно отражать объект. С этой точки зрения формирование творческого мы­шления младшего школьника должно включать в себя развитие таких опера­циональных механизмов зрительного вос­приятия, как механизмы целостного и адекватного отражения объекта и меха­низмы. обеспечивающие новизну цело­стного перцептивного образа.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблема становления и развития ИКК классных руководителей
Реализация Приоритетного Национального Проекта «Образование» позволила создать условия для поэтапного перехода к новому уровню работы педагогов на основе информационных технологий. В настоящее время все школы оснастили персональными компьютерами и бесплатно подключили их к Интернету, ведется создан ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru