Золотая педагогика

Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления

Страница 2

Программа начальных классов включает достаточно таких тем, кото­рые позволяют построить задания на материале, требующем разных ва­риантов написаний, в том числе и задания на группировку. Основному условию группировки - самостоятельно выявлять в предложенных словах разные варианты написания - отвечают многие правила, каждое из кото­рых регулирует написание двух видов: большая (заглавная) буква - ма­ленькая (строчная) буква; мягкие согласные, обозначенные гласными (например, лист), - мягкие согласные, обозначенные мягким знаком (например, львенок); звонкие согласные - глухие согласные; слова с не­произносимыми согласными - слова без непроизносимых согласных и ряд других правил. У учителя на протяжении начального обучения есть возможность формировать понятие о двух видах орфограмм на различ­ном материале, что будет способствовать систематизации знаний.

Чтобы все ученики справлялись с заданиями на группировку, нужна определенная организация их выделения, преследующая цель индиви­дуализации хода выполнения. Для этого учебные задания на группи­ровку необходимо дифференцировать, варьировать по уровню труднос­ти, которая была бы отражена в самой формулировке задания. Диффе­ренцированная методика проведения заданий на группировку предпол­агает предъявление заданий по двум-трем разновидностям инструкции (без изменения содержания работы) и переход от начальной более труд­ной формулироки задания к менее трудной т.е. снижение трудности для ученика, убывание степени самостояительности. Такой переход яв­ляется основным дидактическим условием эффективного влияния груп­пировки на развитие мыслительной деятельности учащихся. Именно при этом условии обеспечивается соединение обучающей, развивающей и контролирующей функций учебных заданий. Учебные задания на группировку не должны вначале содержать указания на способ выпол­нения задания, побуждая учащихся самостоятельно находить путь ре­шения. Варианты снижения уровня трудности задания вступают в дей­ствие в случае, если ученик не может выполнить задание по предыду­щей инструкции, после чего он отсылается к подсказывающим указа­ниям, организующим его деятельность. В такой организации заданий заключается контролирующая функция, которая нащупывает уровень развития ("зону ближайшего развития" по Л.С.Выготскому). Без этого можно упустить те ростки в развитии, которые есть, и требуют поддер­жки и дальнейшего развития.

Снижение до второго уровня трудности, когда задание конкретизи­руется и в нем указываются те призанки, на основе которых должна решаться поставленная задача, как правило, обеспечивает продуктив­ную работу основной массы класса. Но могут быть ученики, для кото­рых недоступно выполнение и на этом уровне трудности. В таком слу­чае должна действовать дальнейшая вариативность и дальнейшее выяв­ление границы, от которой ученик начинает самостоятельно работать.

При соблюдении перечисленных требований первоначальное предъяв­ление задания (инструкции) на самом высоком уровне трудности обес­печивает индивидуальный подход к каждому ученику, причем не толь­ко к слабым, но и к сильным. Тем самым обеспечивается единство обучающей, развивающей и конторолирующей функций учебных за­даний на группировку.

Кроме того, наличие в арсенале учителя разных вариантов предъяв­ления заданий по их трудности может служить средством самоконторо-ля учащихся, если учитель будет предлагать ученику проверить свое решение, осуществеленное на предыдущем уровне трудности, путем сли­чения его с последующей инструкцией, в которой содержатся подска­зывающие элементы. Такой спсособ самоконторля углубляет интерес учащихся к выполняемой работе и формирует их внимание.

Вот как, например, можно организовать выполнение задания на груп­пировку при введении нового материала по теме "Ударные и безударные гласные". На уроке, цель которого - познакомить учащихся с ударными и безударными слогами и гласными в слове, учитель может предложить следующую работу.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Применение методов стимулирования в учебном процессе младших школьников в системе дополнительного образования
На формирующем этапе помимо методов стимулирования, использовались стимулирующие методы обучения: проблемно-поисковый метод, т.к. процесс самостоятельной работы воодушевляет учеников; метод «ситуации успеха», без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие успехи. В этот период ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru