Золотая педагогика

Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления

Страница 3

На доске записывается ряд слов: гора, горы, стена, стены, нора, норы, река, реки. Ученики должны самостоятельно распределить слова на две группы. Для этого они должны самостоятельно найти признаки или ос­нование группировки.

Задание имеет два пути решения: 1) слова можно разделить по месту ударения и 2) слова можно разделить как имеющие единственное и множественное число(1,стр43). Оба пути ведут к одинаковому результату. Важно осознание этих двух путей учащимися.

В ходе выполнения задания ученикам сначала предлагается выполнить его на основе самых общих указаний и лишь в случае затруднений и в зависимости от их характера постепенно нужно вводить указания и во­просы, помогающие каждому ученику решать поставленную перед ним задачу. Такой путь позволяет улавливать, в каком именно звене - в знаниях, в осуществлении мыслительных процессов, в особенностях па­мяти, внимания, самоконтроля возникают затруднения, и с какой сте­пенью самостоятельности ученик может эти затруднения преодолеть.

Сначала задание предлагается на наиболее трудном уровне:

1) Прочитайте слова.

2) Распределите слова на две группы.

3) Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик. Получив такое задание, ученики сами должны определить возмож­ность разделения слов на группы.

Тем, кто не сможет справиться с заданием по этой инструкции, предлагаются специальные карточки, заготовленные учителем заранее, со второй, а затем и с третьей разновидностями инструкции (РИ), ко­торые предполагают различную меру помощи при выполнениии зада­ния, т.е. его индивидуализацию. Карточка со второй инструкцией:

1) Прочитай слова.

2) Распредели слова на две группы в зависимости от места ударения в словах.

3) Запиши каждую группу в отдельный столбик. Карточка, содержащая третью инструкцию:

1) Прочитай слова.

2) Слова можно распределить на две группы в зависимости от места ударения в словах. Чтобы найти ударение, прислушайся, какой слог зву­чит сильнее в каждом слове.

3) В первый столбик выпиши слова, ударение в которых падает на первый слог; во второй столбик - слова, ударение в которых падает на второй слог.

При такой организации выполнения все ученики класса, даже и наиболее слабые, используя различную помощь учителя (в виде раз­новидностей инструкции), справляются с заданием.

После самостоятельного выполнения задания целесообразно провес­ти коллективное обсуждение, на котором выявится, кто. предлагает раз­делить по-другому и почему. То, что группировка возможна разными способами, по разным основаниям, открывает простор мысли ребенка. В работу должны быть вовлечены все школьники. Поэтому учитель сначала выслушивает все ответы, подводя к верному решению и с ис­пользованием второго основания деления на группы.

Во всей этой работе ученики заняты выделением ударных и безудар­ных гласных, т.е. работают над программным материалом, и в то же время идет работа над развитием их мышления. Задания на группиров­ку предъявляют определенные требования к мыслительной деятель­ности школьника: ученику необходимо провести сравнительный ана­лиз языкового материала, в процессе анализа должны быть вычленены существенные признаки языковых явлений в соответствии с заданием и обобщены применительно к ряду сходных языковых фактов. Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения. Поэтому по характеру осуществления груп­пировки мы можем судить как о характере протекающих при группи­ровке мыслительных процессов, так и о тех знаниях, которыми ученик оперирует. При этом первостепенное значение имеет качество анализа материала учеником. От глубины и тонкости анализа зависят и другие мыслительные процессы, прежде всего такие, как абстарагирование и обобщение. Успешное выполнение приведенного задания зависит от успешности самостоятельного анализа предъявленных слов по их фор­ме (его полноты, точности) и последующего перехода к более сложным формам мыслительной деятельности - к абстрагированию (отвлечению, выделению) и обобщению выделенных в ходе анализа признаков, отве­чающих поставленному условию; разделить на две группы.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Социально-методические вопросы изучения полупроводников в СШ
Вопрос о содержании школьного физического образования чрезвычайно сложен. Одним из аспектов этой сложности является быстрота современного научно-технического прогресса, предъявляющая к образованию подрастающего поколения новые и новые требования, в то время как инерционность системы образования не ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru