Золотая педагогика

Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся

Страница 1

Решение текстовых задач открыва­ет большие возможности для включе­ния учащихся в активную познава­тельную деятельность - поиск. Одним из приемов формирования творческой активности, развития мышления уча­щихся служит поиск логических основ условий текстовых составных задач.

Логическая основа условия (ЛОУ) -это понятия и отношения между ними, которые заданы в условии задачи. По-другому, ЛОУ - «ядро» условия, очищенное от сюжетных деталей и используемое в содержании вычисли­тельного процесса для получения ответа к задаче. Выяв­ление различных ЛОУ задачи служит основой для решения ее разными способами.

Существуют две формы отражения ЛОУ задачи: открытая и скрытая. При открытой форме задания ЛОУ ис­пользуемые в задаче понятия и отно­шения между ними явно, четко выра­жены в словесной формулировке. Большинство составных задач наряду с открытой ЛОУ содержит еще и скрытые (одну или несколько). Для скрытой ЛОУ характерно то, что отношения, взаимосвязи данных ус­ловия задачи не «лежат на поверхнос­ти», они «скрыты в глубине», замаски­рованы сюжетными деталями. Имен­но работа по выявлению скрытых ЛОУ задачи наиболее способствует активизации мыслительного процес­са, вовлекает учащихся в творческую деятельность. Дети учатся рассматри­вать уже знакомый объект (текст задачи) с разных сторон, вычленяя новые его свойства и взаимо­связи (отношения между данными за­дачи) для получения результата (ре­шения задачи) другим, новым для них способом. При этом у учащихся про­являются важнейшие общеинтеллек­туальные умения: сравнение, анализ, синтез, аналогия, формируются каче­ства творческого мышления: наблю­дательность, гибкость, абстрактность, вариативность.

Изложенное выше подчеркивает целесообразность обучения учащихся вскрытию различных взаимосвязей между понятиями задачи. Отметим методические приемы, которые могут быть использованы учителем при ор­ганизации работы учащихся по поиску различных ЛОУ задачи.

1. Прием постановки системы во­просов предполагает последователь­ность взаимосвязанных, целенаправ­ленно задаваемых учителем вопросов, способствующих включению учащих­ся в активную познавательную дея­тельность. Целесообразно начинать анализ текста задачи с общих вопро­сов (О чем говорится в задаче? Что об этом известно?) и заканчивать кон­кретными (Что именно об этом гово­рится? О каком количестве идет речь? Что еще известно? и т.п.).

Для выявления скрытых ЛОУ сле­дует изменить направленность вопро­сов: Нельзя ли решить задачу иначе? Что из условия можно использовать, чтобы решить задачу по-другому? Какие данные необходимо рассмот­реть? Какая между ними связь? Что это даст?

Постановка вопросов часто приме­няется в совокупности с другими приемами выявления ЛОУ задач, являясь их неотъемлемой частью.

2. Прием моделирования базирует­ся на умении строить различные моде­ли краткой записи текста задачи. Удачно выбранный способ краткой за­писи содержит все данные задачи и наглядно отражает связи между ними. Вскрытию замаскированных ЛОУ за­дачи наиболее содействует примене­ние графических видов моделей: схем, чертежей, таблиц.

Приведем пример

:

С одного поля собрали 370 т зерна, а с другого - в два раза больше. Сколько тонн зерна собрали с этих двух полей?

Используя в качестве краткой запи­си словесную модель, получим:

1 - 370 т

2 - ?, в 2 раза больше, чем с 1-го

Такая модель записи данной задачи отражает отношение между количест­вами зерна, собранными с первого и со второго поля. Эта ЛОУ наталкивает на следующее решение:

1) 370 • 2 = 740 (т) - собрали со вто­рого поля;

2) 370 + 740 = 1110 (т) - собрали с двух полей.

Теперь для краткой записи задачи воспользуемся графической моделью:

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Сотрудничество потребительской кооперации и науки
Одной из важнейших задач высших учебных заведений системы потребительской кооперации является научное сопровождение деятельности потребительских обществ, проведение актуальных исследований, направленных на повышение эффективности социально-экономической деятельности кооперации. Внутри потребительск ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru