Золотая педагогика

Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся

Страница 2

370

1. ? _?

2. ? _? ? ?

Данная модель подсказывает во­прос: сколько раз по 370 содержится во всем количестве собранного зерна? Схема показывает, что 3 раза (14-2= = 3). Тогда общее количество тонн зерна равно 370 • 3 = 1110 (т).

Таким образом графическая модель могла увидеть другую ЛОУ (в общем количестве тонн зерна содержатся три равные части, по 370 т в каждой) и найти другой способ решения задачи.

3. Прием группировки данных зада­чи основан на анализе данных задачи. Он позволяет выявить возможные связи между данными, а затем вы­брать те из них, что нужны для реше­ния.

Суть приема - в умении составить выражения из чисел, данных в усло­вии задачи, и разъяснить их смысл.

Этот прием можно представить в виде памятки:

1. Подумай, что обозначает в задаче каждое число.

2. Найди в задаче пары чисел, связанных между собой по смыслу; подумай, что можно узнать по этим данным, и составь выражения.

3. Из чисел задачи и полученных выра­жений попробуй составить другие выраже­ния и объясни их смысл.

4. Отбери те выражения, которые нуж­ны для решения задачи.

Рассмотрим использование приема группировки данных на примере зада­чи № 704

Доярки молочной фермы взяли обяза­тельство за пастбищный сезон, продолжа­ющийся 5 месяцев, получить от каждой

коровы 3000 кг молока. Выполнят ли они свое обязательство, если будут надаивать от каждой коровы по 20 кг молока в день? (В месяце считать 30 дней.)

Для выявления взаимосвязей меж­ду данными задачи воспользуемся памяткой:

1) 5 месяцев и 3000 кг связаны, так как по этим данным можно узнать, сколько доярки получат от каждой коровы за 1 месяц:

3000 :5

2) выражение 3000 : 5 и 20 кг связа­ны, так как по этим данным можно узнать, за сколько дней доярки полу­чат необходимое количество молока:

(3000 : 5) : 20;

3) (3000:5) и 30 дней связаны, так как по этим данным можно узнать, сколько килограммов молока от каж­дой коровы доярки надаивают за день:

(3000 : 5): 30;

4) 20 кг и 30 дней связаны, так как по этим данным можно узнать, сколь­ко всего молока доярки получат за 1 месяц: 20 *30;

5) (20 • 30) и 3000 кг связаны, так как по этим данным можно узнать, сколь­ко месяцев продолжается пастбищный сезон: 3000 : (20 • 30);

6) (20 • 30) и 5 месяцев связаны, так как по этим данным можно узнать, сколько молока доярки полу­чат от каждой коровы за пастбищный сезон.

Из шести перечисленных взаимо­связей между данными задачи (воз­можные связи и способы решения перечислены не все) нетрудно выде­лить 4 способа решения этой задачи:

1-й способ. (3000: 5) : 20 = 30 (дней), 30 = 30 (по условию), значит, доярки выполнят свое обязательство. В основе решения - отношения меж­ду количеством молока, получаемым от коровы за месяц, и количеством молока, получаемым от коровы за день-

2-й способ. (3000 : 5) : 30 = 20 (кг), 20 = 20 (по условию), значит, доярки выполнят свое обязательство. ЛОУ здесь - соотношение количества моло­ка, получаемого от коровы за ме-0 сяц, с количеством дней в месяце.

3-й способ. 3000 : (20 • 30) == 5 (меся­цев), 5=5, доярки выполнят свое обя­зательство. Смысловым ядром реше­ния здесь выступает соотношение планируемого количества молока от каждой коровы за пастбищный сезон с количеством молока, получаемым от каждой коровы за месяц.

4-й способ. (20 • 30) • 5 = 3000 (кг), 3000 = 3000, доярки свое обязатель­ство выполнят. ЛОУ, повлекшая такой способ решения, - отношения между количеством молока, получаемым от коровы за месяц, и количеством меся­цев пастбищного сезона.

В результате установления различ­ных связей между одними и теми же данными задачи можно вскрыть ее различные ЛОУ и получить разные способы ее решения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Формы, методы и средства обучения информатике
Для формирования навыков работы с помощью компьютера с различными видами представления информации (числовой, текстовой, графической) необходимы системы прикладного программного обеспечения. В процессе изучения прикладного программного обеспечения можно применять все известные формы организации учеб ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru