Золотая педагогика

Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся

Страница 3

4. Прием введения дополнитель­ных соглашений. Суть данного приема состоит во введении в условие задачи дополнительных отношений между данными, которые не влияют на ре­зультат решения, но подсказывают новые ходы (направления) мыслей решающих. Прием введения дополни­тельных отношений (соглашений) основан на представлении ситуации, описанной в задаче. Представить ситуацию, изложенную в задаче, мож­но мысленно, а можно с помощью моделей.

Рассмотрим, например, задачу № 28:

Девочка нашла 36 грибов, а мальчик - 28. Среди этих грибов оказалось 3 несъедоб­ных. Сколько съедобных грибов нашли дети?

Предположим, что все несъедобные грибы нашла девочка. Тогда за основу решения можно взять отношения между всеми грибами, собранными девочкой, и всеми несъедобными грибами:

1) 36 - 3 = 33 (г) - столько съедоб­ных грибов нашла девочка;

2) 33 + 28 = 61 (г) - столько съедоб­ных грибов нашли дети.

Введение в условие задачи поло­жения о том, что все несъедобные грибы нашел мальчик, выявляет но­вую ЛОУ - связь между грибами,

найденными мальчиком, и несъедоб­ными грибами и, соответственно, дает новый способ решения:

1) 28 - 3 = 25 (г) - столько несъедоб­ных грибов нашел мальчик;

2) 25 + 36 = 61 (г) - столько нашли съедобных грибов всего.

Предположив, что несъедобные грибы нашли и девочка, и мальчик, можно найти еще два способа решения задачи:

1) 36 - 1 = 35 (г) - столько съедоб­ных грибов у девочки;

2) 28 - 2 = 26 (г) - столько съедоб­ных грибов у мальчика;

3) 35 + 26 = 61 (г) - общее число съе­добных грибов.

Это решение основано на следу­ющем положении: «Среди всех грибов, собранных девочкой, 1 гриб оказался несъедобным, а среди грибов, найден­ных мальчиком, оказалось 2 несъедоб­ных».

Решение:

1) 36 - 2 = 34 (г);

2) 28 - 1 = 27 (г);

3) 34 + 27 = 61 (г)

основано на таком соглашении: «Де­вочка нашла 2 несъедобных гриба, а мальчик - I».

Наиболее распространенный среди учащихся способ решения данной задачи основан на взаимосвязи общего количества собранных детьми грибов и количества несъедобных грибов:

1) 36 + 28 = 64 (г) - нашли дети всего;

2) 64 - 3 = 61 (г) - столько грибов оказалось съедобными.

Этот прием способствует развитию воображения учащихся, формирует у них умение работать с моделями, уме­ние рассуждать.

5. Прием продолжения начатого решения используется следующим образом: детям после ознакомления с задачей дается запись начатого реше­ния этой задачи и предлагается выяс­нить, что находится первым действи­ем, вторым и т.д., и какие отношения, взаимосвязи между данными задачи

легли в основу данных арифметических действий. Таким образом,по составленному равенству или вы­ражению учащиеся выявляют ЛОУ задачи и продолжают начатое реше­ние в соответствии с ней.

Приведем пример. Задача № 881 (Математика-3, 1989);

Нужно перевезти 540 т угля на трех маши­нах. За сколько дней это можно сделать, ес­ли на каждую машину грузить по 3 т и делать по 5 ездок в день?

1)3-5=15;

2)15-3=

- Что обозначает первое равенство?

- Что обозначает каждое число в выражении?

- Продолжите решение задачи. Анализируя начатое решение зада­чи, ученики выявляют основу реше­ния - отношения между общим коли­чеством угля и углем, перевезенным тремя машинами за день, и переводят ее на язык чисел и арифметических действий.

Систематическое включение уча­щихся в деятельность по поиску ЛОУ задач путем использования отмечен­ных приемов, упражнений является эффективным средством повышения их познавательной активности и осу­ществления творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Экспонаты декоративно-прикладного искусства как форма приобщения учащихся к традиционной культуре
Формированию художественной культуры школьников активно помогает умелое использование на уроках изобразительного искусства экспозиционного материала из коллекций фондов дагестанских музеев. Во время посещения музеев учителю совместно с музейными педагогами необходимо предварительно определить подли ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru