Золотая педагогика

Задача трудового обучения – развитие творческого мышления

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Задача трудового обучения – развитие творческого мышления

Страница 1

Одна из задач уроков трудового обуче­ния — развитие у детей младшего школь­ного возраста творческого мышления и во­ображения. В методической литературе приводятся некоторые виды творческих заданий, предлагаемых на уроках труда. Они могут быть связаны, например, с из­менением конструкции изделия, а именно: формы, размеров, количества, способов соединения комплектующих деталей; с за­меной материалов и с различным оформ­лением изделия.

В настоящей статье мы хотим рассмо­треть задания творческого характера на этапе работы с чертежами и графически­ми картами, а также предложить в по­мощь учителю возможные способы раз­метки к некоторым изделиям.

Обратимся к самому распространенно­му на уроках труда виду работы с бумагой и картоном — аппликации из геометричес­ких фигур. Эти работы выполняются уча­щимися начальной школы в разных классах в зависимости от дидактических целей и сложности конструкции изображения.

При изготовлении аппликаций из гео­метрических фигур у детей совершенству­ются навыки разметки, приемы работы с ножницами и клеем; решаются задачи сен­сорного развития учащихся, так как, рас­членяя сложные фигуры на простые и, на­оборот, составляя из простых фигур более сложные, школьники закрепляют и углуб­ляют свои знания о геометрических фигу­рах, учатся различать их по форме, величи­не, цвету, пространственному расположе­нию. Кроме того, эти уроки дают возмож­ность знакомить младших школьников с различными техническими объектами (ма­шинами, орудиями труда), их применением в народном хозяйстве, устройством, прин­ципом действия, а также с технической терминологией. Занятия с элементами пло­скостного конструирования способствуют в дальнейшем изготовлению объемных мо­делей технических устройств. Та­ким образом, эти занятия открывают воз­можность для развития творческого конст­рукторского мышления.

Изображения в данном случае носят силуэтный характер. Однако аппликации можно сделать и цветными, если органи­зовать работу в парах, т.е. обменяться ка­кой-либо деталью (деталями) другого цве­та с соседом по парте. Возможен и дру­гой вариант — перевернуть деталь нео­крашенной стороной (рис. 2).

Рисунок 1

Парусник (рис. 1а) — одна из первых аппликаций из геометрических фигур, ко­торую можно изготовить с первоклассни­ками, Необходимо организовать деятель­ность учащихся на уроке таким образом, чтобы она развивала воображение детей. В данном случае у них должен возникнуть образ парусника на основе предложенного графического изображения его деталей.

Для первоклассников эту работу лучше организовать в игровой форме. Учитель может создать ситуацию с любимым геро­ем какой-либо сказки или мультфильма. Например: у Айболита, который в Африке лечит обезьян, кончились лекарства, и ему нужно помочь — отвезти новые.

— Кто помнит, как добирался Айбо­лит до Африки? (Плыл на корабле.)

— Значит, и нам предстоит плыть. Ка­кие средства передвижения по воде вы знаете? (Плот, лодка, корабль, катер, вод­ный велосипед и др.)

— У вас на столах лежат квадраты цветной бумаги, из которых нужно будет построить то, на чем мы поплывем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Развитие образной речи детей на основе художественной литературы
Важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является черпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи, прежде всего, в ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru