Золотая педагогика

Задача трудового обучения – развитие творческого мышления

Образование » Развитие творческого мышления в практике обучения » Задача трудового обучения – развитие творческого мышления

Страница 4

ки и раскроя показан на графической карте.

Если используется другой размер ква­драта, то нужно заготовить полоску кар­тона, ширина которой будет равна поло­вине ширины квадрата. При помощи та­кого линейного шаблона можно будет сразу размечать рабочую линию.

3, Разметка по линейке.

При данном способе порядок разметки фигур сохраняется: прямоугольник, квад­рат, треугольники. Сначала удобнее сделать всю разметку, а затем выполнить рас­крой деталей. Такая организация работы (когда это возможно) является наиболее целесообразной, так как повторение оди­наковых операций (сначала разметка по линейке, а затем разрезание ножницами) больше способствует формированию тру­довых умений. Кроме того, это позволяет экономить время на уроке.

Итак, мы рассмотрели задания творче­ского характера на этапе работы с черте­жами и графическими картами, а также предложили возможные способы размет­ки на примере лишь двух аппликаций из квадратов цветной бумаги. Однако суще­ствует много работ подобного типа.

Главный принцип формирования мышления учащих­ся—системность. Все основные компоненты мыслитель­ного развития (целевой, содержательный, операционный, мотивационный и контрольно-коррекционный) неразрыв­но связаны между собой: знания—основа мыслительного развития; чем целесообразнее способы добывания знаний, тем они полноценнее; учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитания положитель­ных качеств личности. Если, пользуясь аналогией, целе­направленно добытые знания можно представить в виде фундамента здания, то способы мыслительной деятель­ности — это орудия труда, а мотивы деятельности — это энергия, которая движет строителями. Н если в данной системе не будет какого-то компонента, то не будет и «здания».

Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, кото­рыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную задачу, мы прежде всего учитываем наличие знаний по данному вопросу, так как знаем, что «пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонский). И вместе с тем бывает, что ученик десять лет лихорадочно заполнял «ем­кости» своей памяти самой разнообразной информацией, а самостоятельно применять знания не умеет. По выра­жению академика А. Л. Минца, такой человек напомина­ет фаршированную рыбу, которая плавать неспособна.

Известно, что если у ребенка нет желания учиться, от­сутствует интерес к знаниям, к способам их освоения, то и нет надежды воспитать из него человека-творца. Вот почему содержательная сторона обучения, являясь веду­щей, не должна умалять роли мотивационной и опера­ционной сторон. Поэтому не случайно, как подчеркивал П. П. Блонский, развитое мышление проявляет себя в ра­циональных способах запоминания и припоминания. И только низким уровнем развития мышления, его опера­ционных структур можно объяснить те случаи, когда уче­ники заучили материал, но не умеют выделить в нем глав­ное, сопоставить факты, явления, обобщить, доказать свою мысль и т. п. Наряду с этим нельзя развивать мыш­ление вне мотивацнонного аспекта. С какой целью, для чего учится школьник? С каким настроением? Каковы мотивы и потребности учащегося? Все это есть своеобраз­ный движитель мысли, ее пытливости, глубины, широты и т. п. В этой связи следует заметить, что принцип созна­тельности в обучении иногда трактуется упрощенно: по­нимают учащиеся материал, уверенно отвечают на воп­росы учителя,—значит, и усваивают сознательно. Истин­ная же сознательность заключается в том, что ученик убежден, знает, почему ему необходимо учиться, зачем нужны те или иные знания, умения, навыки, как и где применить.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка
Приобретение ребенком различных необходимых ему умений и навыков происходит значительно проще, когда навыки для него являются привлекательными. В таких случаях он самостоятельно активно старается приобрести опыт в новом виде деятельности. Это факт нужно учитывать при формировании у детей садовского ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru