Золотая педагогика

Подходы к определению юношеского возраста в отечественных и западных периодизациях

Образование » Основания для распределения личных ресурсов в юношеском возрасте » Подходы к определению юношеского возраста в отечественных и западных периодизациях

Страница 1

Одна из центральных линий проблематики юношеского возраста связана с определением того, к какому типу развития он относится – к детскому или ко взрослому. Этот контекст важен для нашей работы, поскольку нам необходимо определиться, можем ли мы использовать один из принципов построения периодизаций и на основании этого делать выводы относительно того, как должен быть устроен возраст в рамках образовательных институтов. Для ответа на этот вопрос нам необходимо обратиться к рассмотрению уже существующих периодизаций психического развития.

Попытки ответить на вопрос, к какому типу развития относится юношеский возраст, были предприняты в рамках психоанализа (Э. Эриксон) и культурно-исторической теории (Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков).

Последовательно рассмотрим их, во-первых, с точки зрения обоснования применения законов детского развития к юношеству (старшему школьному возрасту). Во-вторых, с точки зрения возрастного содержания юношества.

В западной психологии периодизацию дальнейшего, послеподросткового, развития личности строит Э. Эриксон. В своей концепции эпигенетического развития он обсуждает механизм развития идентичности личности. Кардинальную смену типа развития он обсуждает после подросткового возраста, при этом в качестве механизма развития он кладет трансцендентность как способность выходить за пределы. Но только тогда возможен такой выход, когда пределы уже есть, т.е. после подростничества. И хотя Эриксон напрямую не говорит о смене типа развития после подросткового возраста, однако продолжает фактически использовать те же понятия в описании возрастов. Специфика же идентификации связана с необходимостью осмысленного соотнесения противоречивых, а порой даже противоположных требований и представлений о себе в единое целое, притом связанное во времени и заданное в перспективе карьеры. Т.о. перед подростком стоит задача «связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее с профессиональными прототипами дня сегодняшнего». Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

Периодизация Л.С. Выготского заканчивается подростковым возрастом, когда заканчивается физическое и интеллектуальное развитие ребенка, когда им освоены основные типы социальных отношений. А далее Выготский говорит о том, что при переходе к юношескому возрасту меняется сам тип развития, юность – это не сколько конец детства, сколько начало взрослости. При этом автор не дает никаких разъяснений по поводу того, какой тип развития сменяет детское развитие, которое заканчивается с появлением высшей формы сознания – самосознания и рефлексии в подростковом возрасте.

Другой отечественный автор Д.Б. Эльконин в своей периодизации относит часть юношеского возраста – старший школьный возраст (15-17 лет) – к детским возрастам, и в качестве ведущей деятельности выделяет учебно-профессиональную деятельность. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами, и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.

Т.о. возраст ранней юности представляет собой второй период эпохи отрочества. По мнению Эльконина, в подростничестве в интимно-личностном общении «формируются личные смыслы жизни. Иными словами, «если на основе чувства взрослости отроку удается развернуть новую ведущую деятельность, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором «совершается отрицание взрослости именно благодаря ориентации на себя. Итог: я НЕ взрослый. Отсюда поворот к новым задачам» - постановка задач саморазвития.

Подводя итог основным положениям концепции Д.Б. Эльконина, можно говорить о задающем возраст ранней юности противоречии между «чувством взрослости» и «чувством не взрослости» удерживающимся в учебно-профессиональной деятельности, в которой осуществляется поиск средств решения задач самоопределения и саморазвития.

Одной из попыток интегрального выведения периодизации всего жизненного цикла предпринял В.И. Слободчиков. По его мнению, понятие возраста имеет не одну, как полагали психологи, занимающиеся исследованиями развития одной из характеристик человека и его деятельности - интеллекта, личности, предметной деятельности, мотивации и т.д. – а сразу «три системы отсчета:

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Развитие устной речи младших школьников
Первые годы жизни ребенка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словар ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru