Золотая педагогика

Подходы к определению юношеского возраста в отечественных и западных периодизациях

Образование » Основания для распределения личных ресурсов в юношеском возрасте » Подходы к определению юношеского возраста в отечественных и западных периодизациях

Страница 2

1. индивидуальное развитие (что может и чего не может ребенок в определенном возрасте; по пониманию тяготеет к представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях),

2. возрастная стратификация общества (что должно и чего нельзя делать относительно данного возраста; по пониманию это возрастное деление поколений и соответствующие им социокультурные нормативы),

3. возрастная символика культуры (что соответствует и что не соответствует данному возрасту; по пониманию – совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика форм отношений)».

Следовательно, если так полагать возраст, то такие три категории как периодизация, развитие и возраст «являются взаимополагающими и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет». А в основание для построения периодизации должно быть положено понятие со-бытийной общности, которое отражает две разнонаправленных линии в развитии человека: вхождение в общности, приобщение к культуре и выход из общности, индивидуализация. Т.о. периодизация В.И. Слободчикова отражает стадии развития субъектности в различных типах общности на разных этапах развития человека.

Слободчиков описывает 5 стадий формирования субъектности, располагая период юности на переходе от стадии персонализации, в которую осваиваются способы решения социальных, логических, этических задач совместно в общественным взрослым, к стадии индивидуализации, в которую воспроизводится и создается «новое» в системе общественных деятельностей. Основной пафос этого периода заключается в самоопределении личности, поиске своего места в жизни. Таким образом, содержание юношеского возраста в периодизации В.И. Слободчикова задается двумя противоречиями. Это, во-первых, противоречие чувства взрослости ребенка и возможности соответствия предъявляемым социальным ожиданиям взросления, которое инициирует процесс самоопределения, во-вторых, противоречием воспроизводства отношений зависимости и требованием самостоятельности от ребенка. Предмет взаимодействия взрослого и ребенка – способы решения задач самоопределения.

Похожей, на наш взгляд, точки зрения придерживается в своих работах А.В. Толстых. Автор критикует периодизацию психического развития Л.С. Выготского за отсутствие в ней описаний того, как изменяется деятельность ребенка на определенных возрастных этапах. Такую работу проделал Д.Б. Эльконин, основывая свою периодизацию на принципе ведущей деятельности. «Вместе с тем, - добавляет Толстых, - у периодизации Д.Б. Эльконина тот же существенный недостаток, что и у схемы Л.С. Выготского: она развернута и обоснована лишь относительно детских возрастов».

Сам А.В. Толстых занимался исследованием развития личности в культуре и на отдельных этапах истории человечества. В процессе формирования и самоопределения форма личности как бы сжимается, оставляя индивиду все меньше возможностей для изменений. В подростковом возрасте субъективность формируется как субъективно осознаваемое отношение – противоречие мечты и существования. Обособление достигает здесь особой силы – оно есть полный разлад индивида и мира, когда человек уже ушел от золотой поры детства, единства с бытием, но не обрел еще удовлетворяющей его формы деятельности как способности (способа) восстановить это единство. Подросток лишь на пути к переходу из лона семьи через школу к гражданской, общественной жизни.

Для того чтобы оформить этот переход, подросток должен стать юношей, то есть искать себе удовлетворения в родовой жизни. Юноша окончательно отходит от чисто детской гармонии с миром и от простого подросткового противопоставления своих идеалов реальности; он начинает действовать (О.А.) во имя своих идеалов. Однако процесс реализации идеалов требует от него прямо обратного – отказа от идеи преобразования мира по меркам идеала, так как мир, в который входит юноша, уже сложился и требует для своего преобразования понимания механизмов, действуя через которые возможно хотя бы частичное его изменение.

Для рассмотрения старшего школьного возраста в схемах детского развития есть два основания. Это, во-первых, сама логика развертывания схем периодизаций, а именно, двухтактовость развития: пассивная-активная фаза у Э. Эриксона, принятие-освоение у В.И. Слободчикова, мотивационно-смысловая – операционально-техническая у Д.Б. Эльконина. Таким образом, обретенное в подростничестве «Я», «чувство взрослости» должно быть употреблено для включения в систему общественных отношений.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Роль образца, показа и подражания в старшей группе
Образец. Различный характер образца в разных типах детского рисования занимает различное место. Чем более творческие задачи ставит рисование, тем менее уместны образцы в процессе работы, но тем большее значение имеют наблюдения, впечатлений детей до рисования путём воспирияи художественной литерату ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru