Золотая педагогика

Психолого–педагогические и физиологические причины неуспеваемости

Образование » Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку » Психолого–педагогические и физиологические причины неуспеваемости

Страница 1

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество слабоуспевающих детей.

К моменту поступления в школу ребенок является субъектом разнообразных видов деятельности. К концу дошкольного возраста у него формируется потребность в реализации. Именно эта потребность определяет в первую очередь степень готовности ребенка к школьному обучению, но дети, поступающие в 1 класс, имеют разный уровень подготовки к школе. Это может быть обусловлено рядом причин: состоянием здоровья ребенка; особенностями его раннего развития; степенью функциональной зрелости организма; характером внутрисемейных отношений; условиями воспитания в семье и др.

Подходов к классификации причин школьной неуспеваемости достаточно много. Разные педагоги и ученые выделяют факторы, влияющие на успеваемость ребенка, по–разному. Например, Селиверстова В.Н., учитель начальных классов, считает, что причиной неуспеваемости ученика могут служить следующие факторы:

· патология беременности и родов матери;

· плохая наследственность;

· травмы, тяжелые заболевания;

· временная задержка психического развития;

· неблагополучные семьи;

· социально – экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители работают на двух–трех работах, чтобы накормить и одеть ребенка, а он, в свою очередь, предоставлен сам себе);

· плохая экологическая ситуация, загрязнение атмосферы и окружающей среды;

· недостаточный уровень готовности к учебе;

· программа начальной школы рассчитана на среднего ученика (большой объем учебного материала, быстрый темп прохождения лишают возможности отработать его, усвоить на более высшем уровне и т.д.)

Многие другие педагоги считают, однако, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно–бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, половозрастные особенности и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно–мотивационной сферах, индивидуально–психологические особенности учащихся, несформированность процессов анализа и синтеза и др.).

Также существует мнение, что причиной низкого усвоения знаний часто является недостаточность развития мыслительной деятельности у школьника, в частности, таких основных ее операций, как анализ и синтез, слабое развитие регуляторных процессов интеллектуальной деятельности. Кроме того, учителю следует учитывать особенности психомоторного (двигательного) развития слабоуспевающих школьников, т.е. их способность к тонкой двигательной координации.

А ученый–психолог Гельмонт в своем подходе к квалификации причин неуспеваемости выделил особые группы: причины частичной, но относительной и эпизодической неуспеваемости.

Причины неуспеваемости по Гельмонту:

Ø неорганизованность в учении, недостаточный уровень общего развития;

Ø причины частичной, но относительно стойкой неуспеваемости: недостатки преподавания данного предмета, недоработка по данному предмету в предшествующих классах, недооценка или порой переоценка учащимися изучения данного предмета (причины психологического порядка);

Ø причины эпизодической неуспеваемости: недочеты в работе учителя, допущение промахов в отношении предупреждения неуспеваемости слабых или недостаточно прилежных учащихся, неровности и перебой в работе ученика.

Самую же распространенную классификацию причин школьной неуспеваемости предлагает А.П. Вельдина и опирается в ее составлении на взаимосвязь между причиной и последствием. Ниже приведена данная классификация:

1. В письменных работах пропускает буквы.

Причины:

· низкий уровень развития фонематического слуха;

· слабая концентрация внимания;

· низкий уровень развития наглядно–действенного мышления;

· несформированность приемов самоконтроля;

· индивидуальные типологические особенности личности.

2. Неразвитость орфографической зоркости.

Причины:

· низкий уровень развития произвольности внимания;

· низкий уровень объема распределения внимания;

· несформированность приемов учебной работы;

· низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

· слабое развитие фонематического слуха;

· низкий уровень развития наглядно–действенного мышления.

3. Плохо списывает с доски, с текста.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Воспитательный процесс и его закономерности
Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru