Золотая педагогика

Психолого–педагогические и физиологические причины неуспеваемости

Образование » Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку » Психолого–педагогические и физиологические причины неуспеваемости

Страница 2

Причины:

· несформированность предпосылок учебной деятельности;

· низкий уровень развития произвольности внимания;

· низкий уровень переключения внимания;

· низкий уровень развития кратковременной памяти.

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов – научить ребенка читать и писать, т.е. письменной речи. Общепризнано также, что обучение письменной речи – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по – разному. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети и их количество, к сожалению, в последнее время неуклонно растет, – чьи затруднения не дают возможности утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме.

Иногда у таких детей наблюдается стойкое нарушение чтения (дислексия), иногда ошибки при письме (дисграфия), но чаще всего выявляются многочисленные и, на первый взгляд, нелепые ошибки и в чтении, и при письме, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей. Ошибки в чтении и при письме могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью – бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико–грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач. Словом, к середине 2 класса ребенок может стойко отставать по всем предметам.

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учеником грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в освоении грамматики родного языка. Человек, страдающий дисграфией, не в состоянии соотнести звук с его конкретным графическим обликом (буквой), зафиксировать соответствие «звук – буква» в памяти и пользоваться им при письме или чтении. У страдающего дисграфией полностью сохранен уровень интеллектуального развития, и оно соответствует возрасту. Диагноз «дисграфия», по мнению ведущих специалистов–нейропсихологов, может быть поставлен только при несформированности навыка письма после 3–4 лет регулярного обучения письму.

Учитель постоянно может сталкиваться с дисграфией. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников, неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико – грамматической и лексико – грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв – «трва», «тава», вместо «трава»; перестановки букв в слове – «тко» вместо «кто», «онко» вместо «окно»; перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» вместо «крокодил»; появление лишкних букв или слогов в слове – «тарава» вместо «трава», «мотоцикил» вместо «мотоцикл»;недописание букв или слогов в слове – «о» вместо «он», «красны» вместо «красный» и т.п. обусловлены несформированностью грамматического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.

Чаще всего нарушение письменной речи выявляется у детей с теми или иными недостатками устной речи. Иногда к началу обучения эти недостатки уже скорректированы, но при письме проявляются в различных специфических ошибках. Эти ошибки вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико–артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность ведет к заменам и смешениям звуков. В письменной речи в этом случае наблюдается смешение букв.

По акцентно–артикуляционному сходству смешиваются чаще всего: лабиализованные гласные (рочей – ручей); звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (деди – дети); свистящие и шипящие согласные (шиски – шишки); сонорные согласные; аффрикаты (чапля – цапля).

Если ребенок не выделяет всех звуков в составе слова, то имеют место пропуски букв (сезы – слезы). Часто ребенок в процессе проговаривания при письме «слышит» дополнительные гласные и их вставляет в слово (Александар – Александр; шекола – школа). Если же ребенок затрудняется в анализе последовательности звуков в слове, то в его письменных работах появляются перестановки букв и слогов (корвом – ковром; ласкогово – ласкового). При этом часто искажается слоговая структура слова (леот – лето; билн – блин).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Этапы развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте
«Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения». Эти слова знаменитого французского летчика и писателя Антуана де Сент Экзюпери как нельзя лучше отражают роль и ценность общения. Действительно, человеку крайне сложно прожить жизнь, не общаясь с другими людьми. Существует множество ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru