Золотая педагогика

Психолого–педагогические и физиологические причины неуспеваемости

Образование » Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку » Психолого–педагогические и физиологические причины неуспеваемости

Страница 4

Самый приемлемый вид работ при дисграфии – медленное и внимательное переписывание текста. Оно может оцениваться максимально строго.

В случае таких отклонений учителю с ними самостоятельно справиться бывает очень трудно. Здесь просто необходима помощь профессионала–логопеда. Действуя сообща, помочь таким детям вполне реально. Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. В программе 2 класса предусмотрен раздел «Звукобуквенный анализ»; который помог бы многим школьникам. К сожалению, этот раздел, трудный для многих детей, воспринимается учителем как второстепенный, и они стараются быстрее «проскочить» трудную для детей тему. В результате, к 3 классу дети уже не в состоянии объяснить, чем отличается звук от буквы, глухой согласный от звонкого, а гласный от согласного звука. Стойкое неумение слышать и выделять звуки в потоке речи, соотносить их с буквами и, как следствие, многочисленные «глупые» ошибки в тетрадях – вот плата за игнорирование важности навыков звукобуквенного анализа слова.

Нарушения письменной речи часто сочетаются с нарушениями пространственного ориентирования. Иногда (особенно в начальной школе!) ученику трудно разместить письменную работу на тетрадном листе, определить необходимое количество линеек и клеточек. Ему трудно провести поля, нарисовать таблицу, записать слова в столбик и т.д. Проблемы с полями, когда ученик пишет без полей, часто заезжает на них, могут быть вызваны лингвистическими причинами (нарушения в осознании слоговой структуры слова). К сожалению, чтение по слогам сейчас используется не во всех методиках обучения чтению, хотя оно необходимо для формирования навыка слухового и зрительного анализа слова, уяснения его морфемной структуры в средней школе. Ученик, у которого навык членения слова на слоги ввиду ряда причин несформирован, воспринимает слова целиком, в его образном, звуковом, графическом и смысловом аспектах. Читая, он угадывает слово по первым и последним буквам, а на письме всячески старается избежать переносов. Понятно, что заезды на поля в этом случае не должны рассматриваться как неаккуратность и вызывать снижение оценки за работу.

Коррекция может быть проведена достаточно быстро и успешно. Необходимо дать ученику задание делать перенос на каждой строчке, поставив для этого черточки у полей тетради. Для начала ученик должен перестать бояться переносить слова. Необходимо провести коррекционную работу по закреплению навыка узнавания слога как сочетания гласных и согласных звуков, подчиненного в неначальных словах принципу восходящей звучности. Коррекция включает в себя индивидуальное домашнее задание на разбиение слова на слоги после объяснения учителя.

Одна из причин возникновения школьных трудностей обучения младших школьников является леворукость ребенка. Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все», правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма – все должны были писать правой. При переучивании использовались порой самые жесткие методы, не считаясь с индивидуальными особенностями ребенка и его возможностями, и принося в жертву его здоровье. В последнее время школа отказалась от практики переучивания леворуких школьников, и они пишут удобной для них рукой.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами
Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять: Именно в этой разнице - между во ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru