Золотая педагогика

Типы заданий для выявления причин неуспеваемости

Страница 1

Чтобы начать работу по устранению причин неуспеваемости, нужно их выявить. Ученый Психологического института РАО Н.П. Локалова предлагает задания, которые можно применять, чтобы выяснить причины неуспеваемости детей по русскому языку:

1. Выявление причин, связанных с недостатками процессов произвольного внимания:

* школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки: аммадама реберге ассамаса гесклала ессанессас даталатта; еналсстаде енадслат етальтаррс усокгата лиммодора клатимор; ретаберта норасотанна дебаруга каллихарра филитадерра и др.;

* корректурная проба: используются бланки с несколькими рядами букв. Ученику предлагается в течение 5–7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2–3 буквы ( например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск буквы или неправильно зачеркнутые буквы) (см. Приложение №2)

2. Выявление причин, связанных с неумением анализировать буквы и выделять их в слове. Задание «Найди слово»: выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

3. Изучение сформированности процессов контроля над написанием. Задание «Найди ошибки»: ученику предлагается найти ошибки в тексте: На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

4. Проверка уровня развития опосредованной произвольной памяти. Задание «Пиктограммы»: ученику выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель будет произносить с интервалом в 7–10 с. При этом ученик должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым учителем словом или словосочетанием рисовать его какое–либо условное изображение –пиктограмму, не используя при этом буквы или цифры. Через некоторое время (10–15 минут) ученику необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.

Примерный набор слов:

Веселый праздник, радость, гнев, мальчик–трус, отчаяние, быстрый человек, скорость, печаль, вкусный ужин, теплый ветер, сомнение, зависть, сила воли, болезнь, успех, дружба, смелый поступок, справедливость, хороший товарищ, мороз.

5. Выявление недостатков фонематического анализа. Задание: различить заданный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам). Например, выделить звук «у» из звукового ряда «о, а, у, о, и, ы, о» или слог «ша» из слогового ряда «са, ша, ца, ша, ща». Также задания на тонкую дифференцировку сходных звуков. Задания: «Предметное лото»: отобрать картинки на заданные звуки; «Буквенный диктант»: записать первую букву слов «труба», «дом», «дуб», «трамвай»; различить слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: «крыша» – «крыса», «день» – «тень», «булка» – «белка» и др.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Описание игровой программы по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело»
Настоящая программа создана нами на базе научно-методических разработок Е. Яковлевой и Н. Трофимовой. Цель программы: формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского клуба. Задачи программы: 1. Создать детям условия для формирования взаимоотношений со ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru