Золотая педагогика

Особенности социальной ситуации развития. Основное противоречие возраста

Образование » Основания для распределения личных ресурсов в юношеском возрасте » Особенности социальной ситуации развития. Основное противоречие возраста

«Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному».

В нашем обществе «новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности, половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения».

Таким образом, социальная ситуация развития в юношестве задается противоречием биологической зрелости и социальной незрелости (отображается в самочувствии в виде противоречий «чувства взрослости»). Социальная ситуация старшего школьного возраста задается окончанием образовательного института. Требования, предъявляемые внутри этих ситуации к юноше вступают в противоречие между собой, т.к. в первом случае взрослость и, связанная с ней автономность и самостоятельность юноши всячески ограничивается, а во втором, наоборот, - вменяется как необходимая и ожидаемая.

По мнению Рут Бенедикт, тип перехода от детства к взрослости зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и взрослому. Вслед за В.И. Слободчиковым, Б.Д. Элькониным, можно добавить, что тип перехода от детства к взрослости зависит от того, насколько оформлены эти нормы и требования. Иными словами, насколько выстроены и реализованы в проектировании образовательной практики нормативные модели развития. Отсутствие нормативных моделей развития как организующих практику образования, «размывание» ранее устойчивых возрастных ориентиров характеризует ситуацию «кризиса детства».

Такая ситуация особенно ярко и остро проявляет себя в проблематике юношеского возраста, вследствие того, что еще идет процесс исторического складывания этого возраста. В социальном пространстве мы обнаруживаем разнонаправленность взрослых инициатив по отношению к юношам. Это, с одной стороны, инициация самостоятельности и самоопредленности, а, с другой, попытка сохранения отношений зависимости, что порождает противоречивые требования, ожидания и вменения по отношению к юношам.

В связи с институциональной организацией процессов трансляции деятельности, внутри проблематики юношества возникает проблема старшего школьного возраста. Само название свидетельствует о способе его выделения как отдельного возрастного этапа. Старший школьный возраст задан исключительно институционально (сменой институций школа – ВУЗ). Проблема невыстроенности нормативных моделей развития в старшем школьном возрасте отражается на способах построения образовательного пространства старшей школы. На сегодняшний день остается открытым вопрос о возрастно-специфичном содержании образования и формах посредничества в старшей школе, о предмете (предметах) образовательной «встречи» юноши и взрослого-посредника. Как следствие, в образовательной практике мы обнаруживаем трансляцию форм (классно-урочные) и содержаний (предметно-дисциплинарное), соответствующих начальной школе на школу третьей ступени.

Таким образом, мы имеем дело со следующим рассогласованием: с одной стороны, невыстроенность юношеского и старшего школьного возраста в культуре, а с другой стороны, необходимость организовывать старшую школу как институт, в котором процессы трансляции деятельности и обучения ведут за собой развитие.

В этом контексте нам предстоит проанализировать существующие представления о юношеском возрасте и предпринять попытку построения модели возрастного конфликта юношества.

Прежде, чем приступить к анализу существующих периодизаций, необходимо сделать важное методологическое различение двух возможных принципов их построения. Первый принцип, лежащий в основе так называемых феноменологических периодизаций или периодизаций полагания, это принцип понимания возраста, изначально определенного социальным долженствованием. Описание того, «как есть», на основании анализа феноменов. Второй принцип реализуется в генетических периодизациях и связан с введением представлений о механизме развития и построением, заданием возрастов как последовательной развертки работы этого механизма.

Еще по теме:

Современные информационно-коммуникативные технологии
В последние годы вопрос о применении новых информационных технологий становится все более актуальным. Под применением новых информационных технологий в обучении иностранным языкам понимают не только применение современных технических средств и технологий, но и использование новых форм и методов пре ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru