Золотая педагогика

Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка

Образование » Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку » Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка

Страница 1

Один из главных путей преодоления школьной неуспеваемости по русскому языку является организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа на уроках русского языка только тогда будет давать положительные результаты, когда слабоуспевающие ученики научатся выполнять ее правильно и быстро.

Чтобы работать самостоятельно, детям нужно владеть техникой письма. Процесс овладения техникой письма невозможен без орфографической грамотности. Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. При записи любого слова необходима предварительная работа по слого–звуко–буквенному анализу слова.

Так, уже в период обучения грамоте ученики, прежде чем записать слово, делают звуковой анализ и, записывая, проговаривают по слогам, именно проговаривание, по мнению специалистов, играет большую роль в формировании орфографического навыка. Каждое слово или предложение при списывании с образца должно быть предварительно прочитано и понято.

Проговаривая слова, ученики меньше пропускают буквы, не заменяя и не переставляя их. Для того чтобы ученик списал текст без ошибок, он должен понимать то, что списывает, а для этого он должен правильно прочитать текст.

Важно, чтобы в процессе самостоятельной работы учащиеся пользовались алгоритмом списывания.

v Внимательно прочитай предложение, текст (осмысли его).

v Повтори его, не заглядывая в текст.

v Найди все орфограммы.

v Прочитай орфографически.

v Пиши, диктуя себе по слогам.

v Проверь написанное.

Работа с карточками, которая также используется в самостоятельной работе учащихся, дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время. Работая с карточкой, учащийся должен повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении разноуровневого задания, проявить самостоятельность, упорство и аккуратность.

Для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся выбираются различного рода задания. Более легкие задания способствуют повышению мотивации к учению, более трудные пробуждают ребенка к активной мыслительной деятельности. Но поскольку слабоуспевающим детям тяжело работать с трудными заданиями, им предлагается своеобразная помощь – правила, памятки, слова из раздела «Слова для справок», образцы готовых текстов. Ребенок обращается к ним лишь в том случае, если испытывает затруднение в выполнении задания.

Если ученик не испытывает трудности, он может выполнить его самостоятельно без всякой помощи. Подобные индивидуальные задания не только способствуют более прочному усвоению знаний, но и делают усвоение осознанным, формируют у слабоуспевающих учащихся навыки самостоятельной работы.

Вот различные примеры таких заданий:

1. Дополни сочетания слов: вместо точек напиши имена прилагательные. Укажи род имен прилагательных. При затруднении в определении рода используй памятку.

День был _ и _. вдруг набежала _ тучка. посыпался дождик. _ солнце продолжало светить. _ капли падали на _ землю. в каплях дождя играли _ лучики. вот дождик кончился. по небу дугой протянулась _ радуга.

Вставь пропущенные имена прилагательные. При затруднении смотри слова из раздела «Слова для справок». Определи род имен прилагательных. При затруднении обращайся к памятке.

Слова для справок: пасмурный, грозовая, мелкий, влажную, яркое, солнечные, разноцветная.

2. Прочитай. Верно ли употреблены имена прилагательные? Если нет, исправь ошибки. При затруднении смотри образец рассуждения.

Лес совсем улетал сквозистая.

Редки в нём листья.

Скоро будет снег пушистое.

Падать с высоты.

Образец рассуждения: «Существительное лес мужского рода. Значит, прилагательное сквозистый тоже мужского рода, поэтому пишу окончание –ый.

3. Распредели словосочетания существительное + прилагательное по столбикам. Как ты догадался? При затруднении смотри образец.

Свежий ветер, зеленое поле, красивая картина, майский день, тяжелая работа весеннее утро, дикая гвоздика, первый ландыш, белое платье, стройный клен, плакучая ива, глубокое дупло, весеннее солнышко, ржаное поле.

Образец.

Таблица

Мужской род

Женский род

Средний род

Свежий ветер

4. Образуй от существительных имена прилагательные мужского, женского и среднего рода. Запиши их в три столбика. При затруднении смотри образец.

Осина, липа, клён, дуб, сирень, яблоня, вишня, груша, абрикос, виноград, алыча, малина.

Образец.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Основные категории педагогики
Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты. Понятие – это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса. Категории – это общи ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru