Золотая педагогика

Содержательные характеристики ситуации финиша подросткового возраста Социальная ситуация оформления перехода юношескому возрасту

Образование » Основания для распределения личных ресурсов в юношеском возрасте » Содержательные характеристики ситуации финиша подросткового возраста Социальная ситуация оформления перехода юношескому возрасту

Страница 1

Подростковый возраст исследовался практически всеми психологами, которые строили периодизацию развития личности: З.Фрейд, Л.С. Выготский, М. Кле, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин и другие. Однако до сих пор нет единого мнения относительно таких ключевых моментов как ведущая деятельность отрочества, главные новообразования возраста. Отчасти это связано с тем, что подростковый возраст как культурное явление существовал не всегда. М. Кле приводит в своей работе данные о том, что подростковому возрасту чуть более ста лет: он возник в промышленно развитых странах во второй половине 19 века, поэтому не нашёл ещё способов своего разрешения, подобно более древним возрастам.

Подростковый возраст разделяет детство и взрослость; очень варьируют мнения исследователей по поводу границ подросткового возраста. Изменения становятся более заметными, чем прежде; меняется не только «социальная ситуация развития», меняется прежде всего тело; меняется мышление, характер, ценности. Человек переходит к новой жизни: самостоятельной, ответственной. Наряду с этим, одним из ярких поведенческих проявлений подросткового возраста является, не сравнимая ни с одним из других возрастных кризисом, трудновоспитуемость. Подросток становится неуправляемым, нарушает все установленные взрослыми правила, вследствие чего постоянно вступает в конфликты со взрослыми. С этими феноменами связано определение этого периода как критического.

Несмотря на это, существует много исследований, посвящённых описанию подросткового возраста как стабильного. В логике этих подходов встаёт вопрос о ведущей деятельности, центральных новообразованиях возраста. Так, по мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личностных отношений между подростками, автор полагает подростковый возраст стабильным.

Л.С. Выготский также относит пубертатный возраст к числу стабильных. В своей работе «Проблема возраста» Л.С. Выготский выделяет кризис 13 лет и следующий за ним стабильный пубертатный возраст. Говоря о кризисе, он, говорит прежде всего о перестройке социальной ситуации развития. В отечественной литературе существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста. К.Н.Поливанова, вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным также рассматривает подростковый возраст как стабильный.

Л.И. Божович полагает весь возраст полового созревания критическим: «Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть её, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.»

Итак, с одной стороны, большинство отечественных исследователей полагает подростковый возраст стабильным, вместе с тем, поведенческие проявления данного возраста можно охарактеризовать как кризисные. С чем же связано такое рассогласование теоретических воззрений и реально наблюдаемого поведения? Это объясняется, опять же, молодостью подросткового возраста и кризисом детства (отсутствием культурных форм детско-взрослой событийности). Вследствие отсутствия той совместной со взрослым деятельности, которая бы требовала от подростка более высокого уровня самостоятельности и ответственности (т.е. в которой бы происходило взросление подростка), подростковый кризис «затягивается», подросток «методом проб и ошибок» пытается обрести свою идентичность, обнаружить образ идеальной взрослости.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методологические основы исследования процесса формирования гражданско-правовой культуры подростков участвующих в клубной деятельности
В теоретической части данной работы мы выяснили, что участие в клубной деятельности играет важную роль в социализации подростков. Оно может способствовать становлению гражданско-правовой культуры личности, так как в клубе создаются условия для самореализации подростка, для вовлечения его в обществе ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru