Золотая педагогика

Образование как общечеловеческая ценность

Образование » Образование и его проблемы на современном этапе » Образование как общечеловеческая ценность

Страница 1

Для того чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом в течение всей жизни человека отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.

Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.

Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Таким образом, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

1. Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

2. Формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Определение понятий: «рефлексия», «рефлексивная культура», «рефлексивные умения»; их психологический смыл
Понятие «рефлексия» - одно из центральных категорий психологической науки, и на теоретическом уровне основоположниками отечественной психологии проработано в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы – самосознания. С.Л. Руби ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru