Золотая педагогика

Психолого-педагогические и философские основания квантового обучения

Образование » Особенности применения технологии квантового обучения в преподавании математики » Психолого-педагогические и философские основания квантового обучения

Страница 2

Согласно теории правого и левого полушарий, головной мозг человека делится на два полушария — правое и левое. В настоящее время эти полушария так и называются — "правый мозг" и "левый мозг". Результаты экспериментов над этими полушариями показывают, что они отвечают за разные режимы мышления и специализируются каждое в своих конкретных навыках, хотя наблюдается и некоторое их перекрытие и даже взаимодействие между двумя половинами. Процессы "левостороннего мышления" характеризуются логичностью, последовательностью, линейностью и рационализмом. Эта половина мозга отличается высокой организацией. И хотя в основе ее функционирования лежит связь с реальным миром, она способна на абстрактные и символические интерпретации. В режимах ее мышления используются методические задачи словесного выражения, письма, чтения, слуховых ассоциаций, нахождения деталей и фактов, фонетика и символизм. Режимы "правостороннего мышления" по своей природе неупорядоченны, бессистемны, интуитивны, имеют целостный характер. Эти режимы хорошо подходят для обработки неречевых методов восприятия, чувств и эмоций, за счет их реализуется "хаптическое" осознание (ощущение присутствия объектов или людей), возникает чувство пространства, происходит распознавание форм и структур, восприятие музыки, предметов искусства, цветовое восприятие; за счет деятельности "правостороннего мышления" обеспечивается способность зрительного представления различных объектов. Оба полушария головного мозга имеют равное значение. Люди, в одинаковой степени пользующиеся обоими полушариями, в буквальном смысле тяготеют к равновесию всех сторон своей жизни. Учение дается им особенно легко, ведь они имеют возможность выбирать режим мышления, наиболее подходящий для данной задачи. Поскольку общение происходит по большей части в речевой или письменной форме, которыми управляет левое полушарие, такие сферы деятельности человека, как образование, бизнес и наука, изрядно тяготеют "влево". По сути, если человек принадлежит к "левосторонней" категории людей и не прилагает особых усилий для подключения функций правого полушария к своей жизнедеятельности, результирующий дисбаланс может ввергнуть его в стрессовое состояние и привести к психическим и физическим расстройствам.

Еще одной теорией, используемой в квантовом обучении, является подход модальной преференции. Согласно этой теории, каждого человека характеризует его тип модальности мышления. Модальность – это категория, отражающая то, как для человека проще всего воспринимать информацию. Различают три основных типа модальности — зрительную, слуховую и кинестетическую. Как следует из названий, люди со зрительной модальностью обучаются за счет зрения, со слуховой модальностью — за счет слуха, а с кинестетической — с помощью движения и прикосновений. Хотя у каждого человека при обучении в определенной степени реализуются все три типа модальности, у большинства один из типов доминирует над другими. Определить доминирующий тип модальности достаточно несложно. Иногда на нее могут указывать характерные выражения в речи. Например, выражения типа "у меня сложилась картина" или "на первый взгляд, это мне подходит" указывают на то, что у человека доминирует зрительная модальность. Выражения типа: "звучит заманчиво", "звонить во все колокола" – на слуховую модальность. Другой способ основан на наблюдении за поведением на лекциях или семинарах. Люди со слуховой модальностью предпочитают слушать материал, а при необходимости набросать конспект излагаемого чувствуют себя иногда просто беспомощными. Те, у кого доминирует зрительная модальность, предпочитают распечатанные тезисы и эффективно работают с наглядными пособиями, которыми пользуется докладчик. У них, как правило, замечательные конспекты. Представители кинестетической формы обучения наилучших результатов добиваются за счет активных действий и взаимодействия с группой. На предпочтения могут указывать и другие особенности поведения (см. приложения).

Подход модальной преференции позволяет дифференцировать способы восприятия информации. Для определения доминантности мышления или того, как человек обрабатывает информацию, используются достижения теории множественности интеллектов. Исследования позволили выделить два возможных проявления доминантности мышления:

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Теоретические основы и основные проблемы работы с этническим стереотипом на занятиях физической культурой
Концепция компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, который сможет на личностной ценностно-мировоззренческой основе адаптироваться к жизненным ситуациям. Здесь большое значение придается компетенциям социального бытия и взаимодействия человека в социуме, особенно ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru