Золотая педагогика

Социально-психологическая реабилитация родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию особого ребенка

Образование » Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями » Социально-психологическая реабилитация родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию особого ребенка

Страница 2

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии.

При проведении этой работы специалисты обязательно учитывают особенности характера членов семьи, выраженность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Целесообразно изучить психологический климат в семье (тест семейной тревоги), родительские стили и воспитательскую компетентность родителей, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценку.

Задачей психотерапевтической работы является нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка.

При составлении программы работы с родителями учитываются три основные составляющие:

информационная поддержка;

обучение;

психологическая помощь.

Дифференциация семей по группам в зависимости от семейного уклада (благоприятный, противоречивый. неблагополучный) и уровня психолого-педагогической культуры родителей (высокий, средний, низкий) позволяет дать основы психолого-педагогических знаний родителям и осуществлять индивидуальный подход, используя соответствующие методы воздействия на родителей.

С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству, ведь оно требует немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, ведь результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую.

Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением ее конкретным приемам коррекционной работы. На начальных этапах работы преобладает индивидуальная психотерапия членов семьи с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы, например, бабушку обучают, как правильно кормить ребенка, как учить его самостоятельному приему пищи, мать - как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные занятия, отца — как заниматься с ребенком физическим воспитанием. Каждый член семьи должен получить от специалистов рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Если этот аспект консультирования становится ведущим и родителям предлагаются конкретные лечебно-коррекционные программы, обращается особое внимание на те или иные сохранные функции и потенциальные возможности ребенка, то такое консультирование в целом является психотерапевтическим.

Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи.

К важным ступеням работы с родителями можно отнести следующие:

1. Коррекция некоторых форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка.

3 Постепенное исключение проблем преувеличения проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка.

4. Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

5. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

6. Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

7. Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Нередко в семье возникают противоречивые суждения об обучении и воспитании ребенка. Специалист, выполняющий роль психотерапевта, должен уметь проводить семейные дискуссии и управлять ими, владеть семейной ситуацией, уметь слушать и вести психотерапевтическую работу с помощью вопросов «резюмирования» и других приемов. Методы работы с близкими взрослыми включают психотерапевтические тренинги, демонстрацию педагогических технологий, информирование о возможностях детского организма для восстановления мозга .

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Анализ литературы по проблеме исследования
Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В ней принимают участие различные анализаторы: слуховой, двигательный, зрительный и др. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Н.И. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru