Золотая педагогика

Гражданско-правовая культура личности и её становление

Страница 1

Как мы уже отмечали в предыдущей главе, одним из главных условий функционирования гражданского общества являются непосредственно сами граждане. Именно они создают Независимые Некоммерческие Организации, ассоциации, движения, объединения, являющиеся институты гражданского общества. Сильное и активное гражданское общество невозможно без граждан, обладающих определенным уровнем гражданско-правовой культуры, который позволял бы им ориентироваться в правовом поле и совершать правомерные поступки, активно участвовать в решении проблем общества, отстаивать свои права и свободы.

При рассмотрении понятия культура зачастую его соединяют лишь с сознанием и относят сугубо к духовным явлениям.

Культура охватывает все элементы общественного сознания, обнаруживает и воспроизводит себя на познавательном, эмоционально-волевом и ориентационных уровнях его формирования, проявляет себя в определенном типе восприятия и понимания, отношения и поведения в политическом процессе. Как показывает опыт, видеть в культуре лишь духовность, соединять её лишь с сознанием, значит существенно её обеднять. Задуманное, осмысленное и сконструированное в сознании не имеет значения для других пока не воплощено в практику, пока не приобрело материального закрепления, позволяющего использовать соответствующий продукт сознания. Для культуры нужна прочная взаимосвязь между сознанием, с одной стороны, поведением и деятельностью - с другой. Лишь объективное воплощение субъективности сознания может свидетельствовать о его актуальности, действенности, результативности.

Чтобы всё созданное людьми приобретало общественный смысл, признание, измерение, оценку, воспроизводилось в определенных объемах и определенном времени, необходимы достаточно прочные и надежные институты, которые поддерживали бы, стимулировали и гарантировали всё рациональное и эффективное. Институты были и являются тем "стержнем", который удерживает достижения культуры, передает их из поколения в поколение и формирует ткань исторического движения.

Для того чтобы определить понятие гражданско-правовой культуры человека, целесообразно будет разделить его на определение гражданской культуры и правовой.

Термин "правовая культура" был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века, несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет.

Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и, по мнению И.А. Крыгиной, без учёта социально-философского аспекта проблемы. Так, например, Л.А. Ершова акцентировала внимание на проблеме правовой культуры должностных лиц, а Г.Б. Мирзоев подчёркивал важность правовой культуры адвоката. Рассматривая понятие "правовая культура" в более широком аспекте, В.И. Каминский и А.Р. Ратинов показали, что это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права.

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Работа классного руководителя с учителями
Проводя воспитательную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа? Одной из таких форм является посеще ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru