Золотая педагогика

Гражданско-правовая культура личности и её становление

Страница 2

Правовая культура представляет собой с одной стороны один из видов культуры, с другой - связана с правом, выступает в этом качестве правовым явлением, создающим условия для формирования и реализации правовых норм.

"Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей", - пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры.

Выделяют правовую культуру в широком значении и правовую культуру личности. Правовая культура в широком смысле - это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. В этом значении она является составной частью культуры общества и включает в себя систему норм, правоотношения, правовые учреждения и т.д.

Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

С конституционно-правовой точки зрения правовая культура представляет собой динамическое единство правовых ценностей, установок и образцов поведения, составляющих одно из средств функционирования и развития правовой и политической системы общества. По своему содержанию правовая культура - это конкретно-историческая система способов жизнедеятельности в сфере права, которые обуславливаются характером накопленных знаний, представлений, норм и традиций правовой жизни и складываются из реально достигнутого уровня массового правосознания.

И.Г. Смолина пишет, что правовую культуру, как один из видов культуры, можно выразить в следующей структуре основных её элементов:

знания, убеждения, идеи, установки, ценностные ориентации - все, что характеризует направление, содержание и результаты сознания;

практическое поведение и деятельность людей в соответствии с продуктами сознания и общественно признанными идеалами, ценностями и целями жизни людей;

установленные обществом и государством институты, принципы, нормы, правила, стандарты и тому подобное.

А.Р. Ратинов пишет: "Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек "с молоком матери" впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания".

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Анализ кадрового обеспечения учреждений образования
Результативность системы образования определяет главный ресурс – это профессиональные, подготовленные к работе в новых социально-экономических условиях педагогические и руководящие кадры. Таблица 2.5.1. Численность педагогических работников, занятых в сфере образования, чел. Показатели 2008 2009 20 ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru