Золотая педагогика

Гражданско-правовая культура личности и её становление

Страница 4

Особенности отечественной правовой культуры не только не умаляют её значение в жизни общества, но, напротив, актуализирует необходимость изучения правовой культуры, необходимость разработки методов её повышения, в частности прививания осознания права как важнейшей социальной ценности.

Как мы уже отмечали ранее, понятие гражданско-правовой культуры, рассматриваемое в нашей работе, включает в себя понятие правовой и гражданской культуры. Рассмотрев особенности правовой культуры в предыдущем параграфе, мы переходим к рассмотрению понятия гражданской.

До выхода труда Г. Алмонда и С. Верба "Гражданская культура" в 1980 году, гражданскую культуру западные теоретики рассматривали только в контексте политической культуры.

В книге Алмонда и Вербы гражданская культура рассматривается на собственных основах, как производное от трех типов политических культур: приходской, где нет конкретизации политических ролей и где ориентация не конкретизируется (гражданин - "прихожанин"); подданнической культуры, где отношение к политической системе в целом является пассивным ("подданный"); культуры участия, в которой члены общества четко ориентированы на систему в целом ("участник").

Алмонд и Верба пишут, что для эффективной и стабильной демократии, для сохранения баланса политической системы от гражданина требуются быть активным, но, в то же время, пассивным, включенным в процесс, однако не слишком сильно, влиятельным и при этом почтительным к власти.

Бездеятельность обычного человека наделяет властью принимать решения правительственные элиты. Однако власть элиты должна сдерживаться. Противоположная роль гражданина как активного и влиятельного фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря его глубокой приверженности нормам активного гражданства, равно как и его убежденностью, что он может быть влиятельным гражданином.

Как отмечают авторы, участие гражданина в неформальных политических дискуссиях и участие в каких либо организациях еще не означает активного участия в общественной жизни, однако делает такое участие более вероятным.

Таким образом, гражданская культура поддерживает баланс между властью и ответственностью.

Включенность граждан в дела общественные и их пассивность является цикличным явлением. Как уже отмечалось выше, общество повышает свою гражданскую активность в спорные моменты, когда остро стоят общезначимые для всех вопросы, в периоды стабильности граждане склонны не проявлять внимания к политике. Постоянная включенность сделала бы сложным сохранение баланса, к такому результату привело бы и полное отсутствие включенности и активности. Баланс может поддерживаться длительное время лишь в том случае, если разрыв между активностью и пассивностью не слишком широк.

Как пишут авторы, для сохранения равновесия между властью и ответственностью в демократии, помимо уравновешенной активности и пассивности, необходим баланс между верой индивидов в свою политическую компетентность и осознанием того, что таковой нет.

Алмонд и Верба пишут: "Наиболее поразительной чертой гражданской культуры, является ее разнородный характер. Есть здесь и политическая активность, но ее не так много, чтобы получить возможность разрушить правительственную власть; наличествуют вовлеченность и преданность, но они смягчены; имеются и разногласия, но они умеряются. Кроме того, политические ориентации, образующие гражданскую культуру, тесно связаны с общесоциальными и межличностными ориентациями. В рамках гражданской культуры нормы межличностных отношений, общего доверия и доверия по отношению к своему социальному окружению пронизывают политические позиции и смягчают их. Смешение позиций, характерное для гражданской культуры, полностью "подходит" для демократической политической системы. Оно по многим своим параметрам наиболее соответствует такой смешанной политической системе, какой является демократия".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Сложность определения степени готовности ребёнка к обучению в школе
Хотя в науке нет единого подхода к формированию готовности и сообразно этому развитию коммуникабельности у детей с заиканием, общим является определение значения произвольности общения как для развития детей, так и для коррекции дефекта речи. Сторонники первого направления определяют готовность к ш ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru