Золотая педагогика

Гражданско-правовая культура личности и её становление

Страница 5

Рассматривая пути передачи гражданской культуры от поколения к поколению, пути её формирования на примере США, Великобритании, авторы отмечают, что в гражданском образовании этих стран превалирует ориентация на рационально-активистскую модель поведения, которая является лишь компонентом гражданской культуры.

Гражданская культура-это культура, характеризующаяся определенной долей непоследовательности и уравновешенных противоположностей. Одну из важнейших частей гражданской культуры составляет набор позиций, касающихся доверия по отношению к другим людям, - многослойный, иногда противоречивый набор, который трудно передать при помощи прямого обучения.

Гражданская культура передается в ходе социализации индивида, как стихийной, так и направляемой и контролируемой извне. В семье, в группе сверстников, в школе, на рабочем месте, в политической системе как таковой индивид приобретает политические ориентации. Воспринимая политические ориентации и поведение предыдущих поколений, каждое новое поколение вбирает в себя гражданскую культуру.

Гражданская культура - это политическая культура умеренности. Она предполагает знакомство с вопросами политики при невысоком уровне включенности в неё. Еще одной важной особенностью развития гражданской культуры является то, что при развитии ориентации на политическое участие, старые типы, такие как ориентация прихожанина и подданного не вытесняются, а соединяются с ней.

В книге Алмонда и Вербы рассматривается гражданская культура демократических стран, которая развивалась на протяжении длительного периода, при постепенных политических изменениях, в относительно бескризисных условиях. Но в странах, где такое длительное развитие невозможно, наиболее очевидным заменителем времени могло бы быть обучение.

Путем обучения могут быть развиты многие важные компоненты гражданской культуры. Оно может дать индивидам навыки политического участия. Людей можно научить тому, как получать информацию; их можно познакомить со средствами массовой информации; им можно дать знания о формальных политических структурах, равно как и о значении правительственных и политических институтов. Посредством обучения можно передавать и сформулированные нормы демократического участия и ответственности.

Однако формальное обучение может создать лишь некоторые компоненты гражданской культуры, тогда как при прививании социальных ориентаций, при воспитании доверия и уважения, при формировании той самой разнородности, о которой речь шла выше (смеси активности и пассивности, включенности и индифферентности) школьное обучение не в состоянии стать адекватным заменителем времени.

"Одним из путей дополнения процесса формального обучения может стать развитие других каналов социализации. Существование многочисленных каналов способствует внедрению смешанного типа позиций, характерного для гражданской культуры. Оно увеличивает разнообразие передаваемых политических ориентаций, а прохождение через множество органов социализации может научить индивида выполнять одновременно несколько различных ролей. А это позволяет систематизировать и уравновешивать его политические ориентации. Способность же выполнять значительное число ролей представляет собой главный компонент гражданской культуры.

В подростковом возрасте освоение ролевого поведения обеспечивает успешную включенность в социальные отношения, поскольку это возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой ситуации или позиции на протяжении всей послед жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Методические рекомендации по подготовке урока с использованием интерактивной доской
Для того, что бы правильно организовать ход урока с использованием интерактивной доски и добиться наибольшей эффективности от урока можно использовать следующий алгоритм, который позволит успешно подготовиться к занятию. Предварительно стоит подготовить детей к восприятию информации с использование ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru