Золотая педагогика

Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Образование » Клубная деятельность как способ формирования гражданско-правовой культуры старших школьников » Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Страница 1

Гражданское образование служит выполнению главной задачи политики - научить граждан "искусству жить вместе".

Платон

Как уже отмечалось выше, становление гражданско-правовой культуры личности происходит двумя путями. Первый, характерен для государств с большим историческим опытом демократии, таких как Великобритания, США. Он предполагает передачу гражданско-правовой культуры от поколения в поколение в ходе социализации индивида, как стихийной, так и направляемой извне. Второй путь - это становление гражданско-правовой культуры путем формального обучения граждан некоторым её компонентам, а также в ходе социализации в различных дополнительных институтах социализации. В основном он характерен для государств, где развитие демократии и гражданского общества являются первоочередными задачами, которые не терпят отлагательств, где нет времени на постепенное и плавное развитие. К таким странам можно отнести и Россию. Можно отметить также, что существующие пути развития гражданско-правовой культуры не являются взаимно исключающими друг друга. Как в одном, так и в другом случае возможно заимствование некоторых стратегий формирования гражданско-правовой культуры.

Остановимся на термине "гражданское образование". Этот термин традиционно используется в большинстве стран, но в Австрии используют термин "политическое образование", Т. Калтсоунис предлагает использовать термин "демократическое гражданское образование", аргументируя это тем, что речь идет не о всевозможных ценностях, умениях и знаниях гражданина, а о тех, которые принципиально важны для воспроизводства и развития демократических механизмов.

В. Бобрович дает следующее определение гражданскому образованию. Гражданское образование (от англ. civic education) - важнейший компонент более общего процесса социализации, в ходе которого происходит постепенное вовлечение индивида в социум. Ключевым моментом здесь является именно вовлечение в жизнь общества, раскрытие для индивида значимости тех процессов, которые протекают в нём, а также возможностей для участия и изменения, этих процессов.

П.П. Симоненко под гражданским образованием понимает целостную систему формирования нравственной, правовой и политической культуры учащихся, что дает основу для развития правовой активности личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их.

В Государственной программе "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг." гражданское образование - это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры. Цель гражданского образования - формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры.

Гражданское образование ориентировано на обучение основам жизни в демократическом обществе и правовом государстве, правам человека и свободам человека и гражданина, культуре мира, воспитание толерантности, социальной активности и ответственности.

Что касается целей гражданского образования, то тут наблюдается некоторое различие. Так, в Австрии "существенными задачами являются воспитание у австрийцев демократического сознания, общеевропейского мышления и открытости миру, в основе которой лежит понимание насущных проблем человечества". В Нидерландах гражданское образование нацелено на "оснащение учащихся историческими и политико-управленческими знаниями, представлениями и навыками, благодаря которым они сейчас и позднее, выступая в качестве членов различных жизненных систем, в качестве потребителей и производителей и в качестве граждан государства и всего мира, смогут принимать участие в исторически сложившихся исторических структурах".

В Нидерландах в процессе гражданского образования учащиеся приобретают:

умение мыслить в категориях времени и изменений;

знания, представления и навыки в отношении исторических структур, процессов, личностей и событий, имеющих значение для современных явлений, тенденций, и вопросов регионального, национального, европейского и мирового уровня;

знания, представления и навыки касательно развития и функционирования современной политической системы Нидерландов во взаимодействии с обществом;

представления о собственном участии в общественных явлениях;

способность оценки и сознание собственных и чужих ценностных установок по отношению к общественным явлениям, тенденциям и вопросам;

умение самостоятельно проводить простые исследования, с целью приобретения или применения знаний и представлений в области вышеназванных аспектов.

Политическое образование в Австрии распространяется на три области: историческое знание о различных формах политической, культурной и экономической жизни; способность понимания политических, культурных и экономических взаимосвязей и навык их критического осмысления; воспитание готовности к ответственным поступкам, политической активности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Наблюдение классного руководителя за учащимися
Объективность выявления уровня воспитанности школьника и ученического коллектива зависит от правильного использования разнообразных методов исследования. Важное место среди них занимает наблюдение. Это специально организованное восприятие проявлений в поведении и жизнедеятельности личности и коллек ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru