Золотая педагогика

Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Образование » Клубная деятельность как способ формирования гражданско-правовой культуры старших школьников » Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Страница 2

В организации гражданского образования большинство из национальных систем выбирают один из вариантов - создание специального учебного курса или включение проблем гражданского образования в традиционные предметы. Некоторые страны используют и то и другое. Так, в Австрии политическое образование представлено как особый учебный предмет только в определенно ориентированных типах школ, а не в общеобразовательных школах. Политические партии в Австрии опасаются, что одна из групп сможет "захватить" этот предмет и будет проводить свою идеологию. В Голландии гражданское образование входит в два предмета. Первый можно перевести как "граждановедение", а второй - история. В Англии многие учебные заведения предлагают учащимся хорошо организованные интересные курсы, но это те школы, которые сделали гражданское образование центральной темой всех учебных предметов. Во Франции в 1989 году принята программа по гражданскому образованию, а также большое количество проблем поднимается на уроках истории.

Гражданское образование - это не только знание, но в большей степени умения и навыки, которые являются основой любого социального действия и необходимы для гражданской жизни в демократическом обществе. Это так называемый инструментальный подход (в школьные программы включаются специальные занятия по развитию мышления, методологии научного исследования, коммуникации). Группа исследователей из Висконсинского университета разработала специальный вариант программы по гражданскому образованию с акцентом на формировании навыков. В качестве стержневого умения они выбрали способность влиять на общественные дела. Британское министерство образования аналогично формулирует задачи гражданского образования. Обобщение различных навыков и умений, встречающихся в национальных документах, которые необходимо совершенствовать, делает И.Д. Фрумин:

понимающая коммуникация;

разрешение конфликтов и ведение переговоров;

понимание результатов социальных исследований (включая социологические) и проведение простейшего социального анализа;

представление и использование результатов собственной работы в кооперации с другими;

выявление, фиксация и работа с предубеждениями, выраженными в текстовой форме и в изобразительных формах, в том числе умение различать, воспроизводить и использовать стили "пропаганда", "фактическое описание", "аналитическая информация";

проектирование и организация коллективной работы;

принятие решений;

сбор информации;

Развитие гражданского образования в западных странах в настоящее время претерпевает значительные изменения. Кроме перехода от прямого преподавания к межпредметному, инструментальному подходу, происходят еще некоторые изменения. Педагоги истории и обществознания Голландии, США, Германии заявляют, что они ориентированы не столько на передачу знаний, сколько на передачу способов дискуссии и информации. Это подтверждает и разработка некоторыми европейскими странами и США "мыслительной учебной программы", но реализация такой программы требует не только добавления нового объема знаний, но и соединения описательного и рефлексивного знания. Во многих странах появились специальные программы по обучению школьников разрешению конфликтов и ведению переговоров. Важное направление - развитие навыков социальной коммуникации, учителям рекомендуется отслеживать эти навыки на разных предметах. Особое место занимают навыки организации социального действия и взаимодействия. При организации гражданского образования остается востребованным и эффективным проблемно-поисковый подход, преимущества которого очевидны: он обеспечивает условия активизации учения, вводит школьников в реальный жизненный контекст, отражает принципы открытого общества.

Вопросы воспитания при организации гражданского образования также важны. Для реализации задач трансляции ценностей и даже формирования особых личностных качеств зарубежными педагогами используются многие внеурочные практики. Это, прежде всего участие в работе школьных институтов демократии и участие в решении конкретных социальных проблем региона. В сравнительном исследовании К. Хан подчеркивается, что там, где школы вводят участие школьников в самоуправлении как обязательную и регулярную практику (как в Дании и США), ученики демонстрируют высокий уровень социальной заинтересованности. В Великобритании и Германии школьное самоуправление слабее и слабее политические устремления школьников .

В США к внешкольным практикам относятся программы на базе Центра Гражданского Образования. Центр своими корнями уходит в междисциплинарный Комитет Гражданского Образования, основанного в 1964 в Университете Калифорнии, в городе Лос-Анджелес. Комитет был основан для разработки более эффективных школьных программ гражданского образования для в начального и среднего звена. В 1981 Центр был утвержден как независимая некоммерческая организация.

Внутренние программы Центра осуществляются в каждом штате, в округе Колумбия, в Американской Самоа, в Гуаме, в Содружестве Пуэрто-Рико, Соединенных штатах островов Виржинии. Интернациональные программы центра включают сотрудничество с более чем 40 другими странами. Миссия центра - продвигать просвещенную и ответственную гражданственность, основанную на демократических принципах и активность, вовлеченную в демократическую практику в США и других странах. Центр управляет большим разнообразием курсов, учительских тренингов и общественных программ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Проблемы женского профессионального образования в России XIXв
Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки. Еще в 1888 году при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по во ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru