Золотая педагогика

Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Образование » Клубная деятельность как способ формирования гражданско-правовой культуры старших школьников » Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Страница 5

Третьим важным компонентом является гражданское сознание, отражающее ценностные установки и интересы и определяющее характеристики деятельности индивидуума как гражданина.

Таким образом, в педагогике на сегодняшний день существует целый пласт теорий и подходов гражданского образования подрастающего поколения. Все они направлены на воспитание Гражданина, на приобретение учащимися гражданских компетентностей, знаний, умений. Наиболее ярко гражданское образование представлено в школе. Существует как отдельный предмет "граждановедение", так и целый набор дисциплин, которые способствуют становлению гражданственности. Но школа является лишь одним из институтов социализации, оказывающих влияние на развитие личности.

Социализация (английского - socialization; от лат. socialis - общественный) понимается как "развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах". Социализация происходит под влиянием той социальной среды, в которой живет индивид, при взаимодействии с ней. В нашей работе мы будем придерживаться средового подхода к социализации.

А.В. Мудрик выделяет следующие уровни социальной среды, различающиеся по степени и характеру влияния на процесс социализации:

глобальный, включающий все человеческое общество на определенном этапе его развития;

государственный;

национально-этнический;

регионально-поселенческий

институциональный (школа и др. институты)

приватный (семья)

группы свободного времени (клубы, кружки)

Е.А. Климов выделял социально-контактную среду (люди, их опыт и пример, взаимоотношения, учреждения, организации), информационную (правила, уставы, неписаные правила, традиции, средства наглядности), соматическую (тело), предметную (материальные, санитарно - гигиенические условия) части среды.

Мы рассматриваем в своей работе процесс становления гражданско-правовой культуры старших подростков. Поэтому остановимся на некоторых ключевых особенностях социализации в подростковом возрасте.

Подростковый период начинается в 12-13 лет и длится до 14-18. В этом возрасте закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Также, наиболее интенсивно происходит процесс становления гражданской позиции.

В подростковом возрасте происходит развитие рефлексии, которая связана с общим развитием личности и с возникновением самосознания. Выготский считал, что развитие самосознания напрямую зависит от социальной среды, в которой оно происходит.

Д.Б. Эльконин в своей концепции связывал подростковый возраст с новообразованиями, которые возникли на основе ведущей деятельности предыдущего периода. Учебная деятельность, которая была ведущей на предшествующем этапе, изменила свою направленность в подростковом возрасте с познания окружающей действительности на познание самого себя. Во главу всего теперь стал вопрос "Кто Я?". Симптомами данного этапа по Эльконину являются негативизм, упрямство, безразличие к оценкам, так как главное теперь то, что происходит вне школы, а также поиски друга, поиски того, кто бы смог понять, того, кто бы помог понять самого себя.

Центральное новообразование отрочества это возникновение представления о себе как о взрослом.

Стремление подростка что-то знать по-настоящему приобретает личный смысл и является стимулом к самостоятельной познавательной деятельности, которая также выходит за рамки школы.

Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со сверстниками. Именно в подростковой группе складывается новая ситуация развития, именно там происходит освоение норм социального поведения, принятие норм морали, взаимного уважения и равенства.

Что касается гражданского воспитания, то в его целью будет научить подростка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина есть определенные обязательства. Научить действовать, оценивая реальную социально-экономическую и политическую обстановку, проявляя неравнодушие к существующим проблемам общества и желая изменить ситуацию в лучшую сторону; научить выполнять обязанности.

И.В. Молодцова пишет, что молодой человек становится гражданином России, осознав себя гражданином своего города, края. За правильными словами должны стоять правильные поступки, а чтобы слова стали убеждениями, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрасту и возможностям этого возраста.

Она выделяет в структуре гражданской позиции старшего подростка следующие компоненты (смотри таблицу 1):

Таблица 1 - Структура гражданской позиции старшего подростка

Компоненты гражданской позиции старшего подростка

Показатели сформированности компонентов гражданской позиции старшего подростка

Познавательный компонент

Знания о гражданских качествах личности и требованиях общества к гражданину, личная значимость гражданских прав и обязанностей;

Соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей;

Видение путей своего гражданского самосовершенствования

Мотивационно-ориентировочный компонент

Мотивация участия в общественно полезной деятельности;

Позитивное отношение к общественно полезной деятельности;

Стремление к гражданскому самовыражению

Компоненты гражданской позиции старшего подростка

Показатели сформированности компонентов гражданской позиции старшего подростка

Поведенческий компонент

Применение знаний о гражданственности, социальной роли гражданина на практике;

Осознанное участие в общественно полезной деятельности;

Настойчивость, упорство в достижении цели;

Проявление инициативы в реализации себя как гражданина

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Исследование продуктивности и качества мышления студентов
Данная методика была разработана профессором В.С. Кукушиным. Суть методики проста: студентам в течение 10 минут предлагается написать максимальное количество слов, начинающихся на букву «С». Далее, обрабатывая результаты, в группе определялись максимальный и минимальный лексический запас, их средне ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru