Золотая педагогика

Анализ результатов исследования

Страница 5

Последние два вопроса отражают правовой компонент гражданско-правовой культуры. Это знание собственных прав и способность их реализовывать и защищать. Что касается знания собственных прав, то абсолютное большинство респондентов из клуба (68,2%) считают, что их знания собственных прав находятся на довольно высоком уровне, тогда как среди учеников школы №3 наблюдается расхождение во мнениях: 47,7% считают, что хорошо знают свои права (это на 20,5% меньше, чем среди участников клуба). А 41,9% отмечают, что их знания в области прав недостаточны.

Оценивая собственную способность защищать и реализовывать свои права, участники клуба отмечают, что в большинстве способны это делать - 53,4%, тогда как подавляющее большинство школьников СОШ №3 - 61% - сомневаются в своих способностях.

Подводя итоги, можно с уверенность сказать, что по тем показателям, которые удалось отразить в вопросах нашей анкеты, можно судить о гораздо более высоком уровне гражданско-правовой культуры у участников клубной жизни.

Цель данной работы состояла в изучении влияния клубной деятельности старшеклассников на формирование гражданско-правовой культуры, принятие демократических ценностей у её участников.

Для ее достижения был проведен теоретический анализ понятия гражданско-правовой культуры личности, в рамках которого были выявлены её основные компоненты:

чувство доверия к другим членам общества;

политическая осведомлённость;

способность выполнять значительное число социальных ролей;

приверженность к существующей политической системе и чувство идентичности с другими гражданами ("прихожанин");

участие в политических процессах ("участник");

рационально-активистская модель поведения;

знание своих прав и поведение в соответствии с правовыми нормами;

способность реализовывать и отстаивать свои права;

Вторым этапом нашей работы был теоретический анализ деятельности клубов. Мы выявили ряд условий, которые способствовали бы становлению гражданско-правовой культуры личности в старшем подростковом возрасте:

управление клубом должно строиться на демократических началах, у каждого участника должны быть равные права, а также возможность выбирать и быть избранным;

деятельность в клубе должна включать образовательный компонент, возможность самореализации подростка, вовлечение в исследовательскую деятельность, анализ и рефлексию собственного опыта;

в клубе должны быть условия и возможности для применения на практике полученных знаний или будет предоставлена возможность для участия в общественно полезной деятельности;

В рамках проведенного нами эмпирического исследования мы сделали следующие выводы:

Клуб молодого избирателя "Мы - россияне соответствует выделенным нами условиям становления гражданско-правовой культуры, а именно:

принцип демократического устройства и равноправия членов;

трансляция знаний, необходимых для становления правовой культуры;

возможность пробы себя в разных ролях, возможность быть избранным;

самоуправление;

возможность применения полученных знаний на практике;

Гипотеза нашей работы нашла своё подтверждение при исследовании уровня гражданско-правовой культуры у участников клубной деятельности в сравнении с подростками, которые в неё не вовлечены. В ходе этого исследования нами были сделанны следующие выводы:

Деятельность в клубе способствует развитию личности подростка. Участники клуба более независимы в своем поведении и в своих ценностях, у них больше развита способность к рефлексии к установлению межличностных контактов, к самовыражению через творчество, чем у школьников, не задействованных в клубной жизни.

Деятельность в клубе способствует становлению гражданско-правовой культуры подростков. Участники клуба обладают большей политической осведомленностью, в большей степени способны реализовывать свои права, они чаще бывают задействованый в общественно полезной деятельности, а также в большей степени доверяют другим гражданам.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Особенности социальной ситуации развития. Основное противоречие возраста
«Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному». В н ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru