Золотая педагогика

Обоснование и описание метода

Страница 1

Гипотеза (теоретическая): способность структурировать собственное время является критерием перехода от подросткового к юношескому возрасту.

Гипотеза (практическая): деятельность планирования (структурирования времени) является основанием для распределения ресурсов в юношеском возрасте.

Объект исследования: процесс структурирования собственного времени подростками и старшими школьниками.

Предмет исследования: основания для распределения ресурсов в подростковом и юношеском возрасте.

Для проведения исследования нами была разработана процедура под названием «Мой распорядок дня». В ходе выполнения процедуры от учащихся требовалось написать на листочке и обосновать собственный распорядок дня, исходя из трех ситуаций:

1. Ситуация реального распорядка конкретного дня недели

2. Ситуация идеального распорядка дня, где есть возможность выбирать то, какой деятельностью заниматься и сколько времени на это тратить.

3. Если во второй ситуации отсутствовала деятельность учения – респондентам предлагалось все-таки включить ее в свой распорядок, но так чтобы они могли сами выбрать то, сколько времени проводить в школе и чем там заниматься, а затем обосновать свой выбор.

Данная процедура была включена в глубинное интервью, вопросы для которой разрабатывались с опорой на методику А. Кроника «Жизненный выбор».

Вопросы, выделенные для проведения интервью – база интервью

1. Сфера интересов

2. Время, затрачиваемое на личные интересы, на школу

3. На все ли хватает времени

4. Образ будущего

5. При помощи каких действий достигается желаемый образ, в какой последовательности они выстроены

6. Планирование преодоления препятствий

7. Как организованы ситуации принятия решений

Перечень вопросов и заданий для глубинного интервью.

1. Расскажите, пожалуйста, чем Вы больше всего любите заниматься в жизни. Почему именно этим?

2. Напишите, пожалуйста, на листочке Ваше расписание дня, например, понедельника. Что в течение этого дня Вы делаете?

3. Посмотрите внимательно на написанное Вами расписание и скажите, все ли из осуществляемых вами деятельностей попали в него?

4. Нравится ли Вам расписание, по которому Вы живете?

5. Напишите, пожалуйста, на листочке такое расписание, где бы Вы могли сами решать, какой деятельностью заниматься и сколько времени на это тратить.

6. Посмотрите внимательно на написанное Вами расписание и скажите, все ли из того, что вы запланировали, вошло в него? Есть ли такие дела, которые бы хотелось делать, но на которые постоянно не хватает времени?

7. Какое из двух расписаний Вам нравится больше, почему?

8. Напишите, пожалуйста, на листочке, такое расписание, где бы Вам пришлось в течение дня сходить в школу, но при этом вы бы могли выбирать, сколько времени провести в школе, чем там заняться и сколько времени потратить на каждое из перечисленных занятий.

9. Сравните, пожалуйста, три приведенных расписания и скажите, какое из них Вам больше нравится, почему?

10. Расскажите, пожалуйста, как Вы представляете себя через 10-15 лет? Каким бы Вы хотели себя видеть?

11. Как Вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы стать таким, каким Вы мечтаете себя видеть?

12. Как вы поступаете в ситуации, когда не знаете, какой из вариантов действий выбрать? Как вы поступите в такой ситуации, если родители скажут, что не знают, как поступить, и предложат вам самому выбрать тот или иной вариант действия?

13. Расскажите, пожалуйста, что бы Вы загадали себе сделать в следующем году такого, чем бы потом могли гордиться?

14. Как Вы думаете, что необходимо для реализации Вашей мечты? От чего зависит ее реализация?

Инструкция испытуемым: «Напишите, пожалуйста, на листочке свое обычное расписание»

Обработка результатов интервью проводилась несколькими способами:

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понимание отношения временной последовательности детьми дошкольного возраста
Мы провели обследование детей дошкольного возраста с целью выявить возможности и особенности установления последовательности расположения предложенных звеньев, связанных различными отношениями порядка. В эксперименте участвовали дети старшей группы ДОУ г. Читы (10 детей). Было проведено 4 серии экс ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru