Золотая педагогика

Обоснование и описание метода

Страница 3

Наличие/отсутствие критериев структурирования времени в высказываниях подростков и старших школьников.

Критерии

Подростки

Старшие школьники

1. Чувствительность к ресурсам, сознание ресурсов как своих

2

2

2. Целесообразность действия

2

1

3. Потребность в соорганизации места и времени действия, налаживание межсобытийных связей

1

-

(в таблице представлено количество респондентов, у которых были обнаружены высказывания, соответствующие данному критерию)

1. И подростки, и старшие школьники не имеют затруднений с написаний собственного реального распорядка дня, лишь у некоторых учащихся возникают сложности с распределением занятий по времени. Но, в общем, при помощи исследователя все 18 испытуемых смогли распределить время между занятиями.

2. При выполнении задания, в котором испытуемый мог сам выбирать, какую деятельность ему осуществлять и сколько времени на нее тратить, у учащихся старшей школы возникли затруднения. Они отказывались выполнять задания по причине того, что просто не могут себе представить такой день, когда ничего не надо делать, они уже привыкли жить по определенному расписанию и не хотят ничего менять. Даже по окончанию школы выпускники не «видят» как бы могла измениться их жизнь, могло измениться их повседневное расписание.

3. Соотнесение идеального и реального планов в большинстве случаев показало полное их рассогласование. Практически все испытуемые при выполнении второго задания (ситуация полного свободного выбора) не включают в свой распорядок дня занятия в школе, и половина из них при написании уже первого распорядка не выделяют как отдельную деятельность учения (В расписании это выглядит так: «4. иду в школу. 5. прихожу из школы»). Каждый второй учащийся, обосновывая выбор тех или иных учебных предметов при выполнении третьего задания, не может объяснить как связаны данные предметы с их представлениями о себе в будущем, чем они им могут пригодиться (Звучит примерно так: «Математика вообще всем нужна», «Ну, если этот предмет в расписание ставят, значит он нужен для чего-нибудь» или «Я хожу на этот предмет, потому что у меня хорошие отношения с преподавателем»)

4. Отличия между двумя исследуемыми группами заключаются в том, что образ будущего у подростков имеет характер «мечтаний» или вообще отсутствует, а у старших школьников он достаточно четкий, но носит формальный характер (по типу: «Поступлю с институт, отучусь, пойду работать, а там посмотрим, чем заниматься»)

Гипотеза, заявленная в исследовании, не подтверждается. Мы не обнаружили значимых отличий в способности к планированию между двумя группами учащихся: подростками и старшими школьниками. Отдельные проявления способности планирования мы обнаружили уже и у некоторых подростков, но по данным отдельным случаям мы не можем сделать общего вывода о том, что эта характеристика является возрастной, скорее индивидуальной. В действительности, учащиеся не демонстрируют никакой субъектно присвоенной и освоенной деятельности планирования (структурирования времени), как способности, а лишь копируют социальные образцы.

На наш взгляд, существует несколько причин того, что поставленная нами гипотеза не подтвердилась:

1. Институциональные условия современной школы таковы, что не позволяют учащимся осуществлять деятельность планирования. Институт школы, особенно старшей школы, устроен так, что ситуация учения по отношению к учащимся всегда внешняя, всегда вмененная, а поэтому структурированная. Такая ситуация не предполагает субъектного участия в процессе учения. В школе все сильно структурировано, а то, что делают взрослые – представители институциональных форм, подростками не опознается как пространство открытого действия (Б.Д. Эльконин). Ресурс подростков здесь не востребован, они не озадачиваются тем, где бы можно было их применить и какие, для них нет вызова.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию игр в экологическом образовании старших дошкольников
Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru