Золотая педагогика

Этапы формирования навыка письма у первоклассников

Образование » Формирование навыков письма у первоклассников » Этапы формирования навыка письма у первоклассников

Страница 1

Вопрос о том, как научить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический - методика и тактика учителя; гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и орудий письма; психофизический, являющийся основой для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.

Почему же так сложен процесс формирования навыка письма для всех детей? Прежде всего, потому, что письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге, путем начертания букв, соответствующих элементам устной речи. В процессе письма в работу вовлекаются кора головного мозга, органов зрения, слуха, многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет. Ведь навык письма - это одновременно формирующийся навык выполнения тонкоординированных движений и навык орфографически правильного письма.

Процесс овладения навыком письма имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом дети должны усвоить понятие о буквах - графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших и маленьких). Дети должны правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их, правильно записывать, соотносить их с буквами. Параллельно идет формирование и орфографического навыка.

Навык - это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».

В формировании навыка выделяются три основных этапа:

I этап - аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия.

II этап - условно назван синтетическим - соединение отдельных элементов в целостное действие.

III этап - автоматизация - фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка. Когда говорят о формировании навыка, чаще всего считают, что основное - это упражнение и тренировка, тренировка и упражнения. Без упражнений навык сформировать нельзя, но упражнение лишь целесообразно на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа - это осознанная деятельность, (а не механические упражнения). До тех пор пока ребенок не осознал алгоритм действия (например, - «откуда начать писать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действий (например, зрительный образ буквы), «упражнять» ребенка бессмысленно и вредно. «Перескок» через первые два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.

Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка.

Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму (на первом этапе) дети сосредотачивают свое внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодировки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе ребенок должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Выписывание каждого элемента в отдельности требует на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно, невозможно.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Система целей и задач воспитательного процесса
На практике педагогу чаще всего приходится решать проблему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а так же их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы. Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru