Золотая педагогика

Психологические основы развития интереса к обучению

Страница 1

Опираясь на психологические теории, можно сказать, что познавательный интерес выражается в возникновении удовольствия при наличии объекта интереса, открывая человеку свои ранее скрытые свойства, объект интереса вызывает эмоциональное возбуждение. Каждый человек переживает эмоциональное возбуждение, связанное с объектом познания по-разному. Это возбуждение может быть очень кратковременным и быстро угасать, а может вызывать активность человека, выражающуюся в стремлении определить, что собой представляет объект интереса, к какому классу знакомых явлений его можно отнести. В этот момент возникает эмоциональное напряжение, которое может выражаться в различных видах активности: обследовательских действиях, обращении к источникам информации, напряжении собственных интеллектуальных сил. После этого наступает либо чувство неудовлетворения (неудовольствия), если интерес неудовлетворен, успокоения, если объект интереса не затронул глубинных структур личности и разрядки нового удовольствия, если объект был опознан или хотя бы были найдены пути дальнейших действий по отношению к объекту.

Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес. Интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности.

Значение имеет и интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это интерес к человеку, к тому, что он знает, как настроен, как выражает свои мысли, суждения, переживания, как действует. Познавательный интерес в учебном процессе сейчас, так же как и целостное назначение обучения, не может быть обособлен вопросами гностическими (лишь приобретением знаний), это личностное образование ученика охватывает и сферу его социальной жизнедеятельности. Вот почему интерес, возникающий и формирующийся не только в познавательной деятельности, но и в общении, проявляется в конечном итоге во внимании к человеку, к его настроениям, переживаниям к тому, что он знает, умеет, к тому , как он может обогатить его и духовно обогатиться сам в процессе совместной деятельности. От интереса зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности с ее социальным смыслом и установками.

Сама природа интересна, как и деятельности, имеет объективно-субъективные основы. Не возникает интерес к тому, что не имеет для школьника объективного смысла, значимости, поэтому интерес избирателен. Но интерес, как и деятельность- это человеческое образование. Человек отражает мир в своем сознании, изучает этот мир. С помощью интереса в изучение привносится личностное начало, раскрываются возможности школьника.

Интерес школьника и его ценностные ориентации тесно связаны. Ценностные ориентации обращены к объективным ценностям, существующим в действительности, но они субъективны, они - свойство человека.

В учебной деятельности раскрываются объективные ценности различных предметных областей знаний, отражающих действительность. Эта деятельность помогает школьнику избирать не то случайное, что возникло во временной ситуации, а то подлинно ценное, что может составлять интерес не переходящий, не ситуативный, а устойчивый, глубокий, прорастающий в жизнедеятельность.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Проблемы и тенденции становления гражданского общества в современной России
Впервые термин "гражданское общество" был введен Гегелем в его работе "Философия права". Он предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьёй, гражданским обществом и государством. Гегель считал, что гражданское общество включает в себя рели ...

Категории

© 2019 Copyright www.sotbay.ru