Золотая педагогика

Социальная и психолого-педагогическая характеристика семьи

Образование » Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов » Социальная и психолого-педагогическая характеристика семьи

Страница 1

Чтобы охарактеризовать функции семьи в процессе формирования и развития личности, нужно раскрыть понятие «семья».

А.В.Мудрик считает, что современная семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Он утверждает, что в семье вырабатываются нормы, санкции и образцы поведения, регламентирующие взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детьми между собой.

Семья играет решающую роль в развитии ребенка. Этот автор считает, что отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, так как для все большего числа людей именно дети становятся главной ценностью жизни. Но это не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Большое количество семей однодетны - это порождает проблему эгоизма.

Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему приходит авторитет личности родителей.

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Но некоторые родители не проявляют интереса к учебе детей, однако их интересует жизненная карьера ребенка, поэтому для них, прежде всего, важны достижения в школе, а развитие познавательных интересов и желания учиться для них не существенно.

В зависимости от царящей в семьях обстановки, их можно разделить на пять групп:

1.Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т.д. А дети – к мнению близких в других, более существенных вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2.Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

3.Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учёбе детей, их быту, но этим и ограничивается. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т.д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности её передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» так же запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: « Не хуже других». Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Н ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru