Золотая педагогика

Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению

Образование » Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов » Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению

Страница 1

По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняет семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества.

Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. Кроме того, констатируются изменения в современной семье. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок.

Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но, тем не менее, когда проблемы воспитания и обучения встают особенно остро, родители приходят к учителю.

Педагоги делают многое, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным, однако, их цель - создание единого воспитательного поля, а не формирование и не развитие познавательных интересов.

В педагогических журналах «Семья и школа», «Начальное образование», «Воспитание школьника» учителя дают советы родителям как помочь детям в учебе. Но эти рекомендации, в большинстве случаев, касаются приготовления уроков. Учителя отмечают, что, пытаясь побыстрее перейти к своим домашним делам, родители обычно делают уроки за детей, вместо того чтобы вместе сделать задание, при этом ведущая роль должна принадлежать ребенку, а родитель быть его советником. Некоторые родители в силу своей занятости ограничиваются вопросом: «Ну, как, приготовил задание, сможешь рассказать?» Учителя советуют обязательно поинтересоваться, как он готовил задание. Надо помочь ребенку делать уроки основательно, не отвлекаясь, научить его работать. У ребенка образуется план работы, по которому он работает, а затем он обращается к родителям с просьбой проверить или помочь, в случае если возникли какие-то затруднения.

Чем старше становится ребенок, тем труднее осуществлять над ним контроль. Но в том – то и дело, что речь здесь идет не о контроле, а о воспитании доверия к родителям, о воспитании хорошего товарища, который привык с детства всем делиться с родителями и просто испытывает в этом потребность.

Много рекомендаций дается на тот случай, если ребенок не любит читать, или по развитию отдельных психических процессов, например воображения.

Анализ периодических изданий позволяет сделать вывод о том, что учителя очень рассчитывают на помощь семьи в обучении и развитии детей, в формирование у них таких качеств как трудолюбие и организованность, однако публикаций посвященных развитию познавательных интересов в семье нами не найдено.

Читая сочинения своих ребят, учителя, как правило, узнают очень многое о семьях, в которых они растут, хотя это могут быть работы на сугубо литературные темы. Если десятиклассник, которому задано написать о Москве Маяковского, ограничиться тем, что есть в справочнике «Литературная Москва», если ему не любопытно было пройтись по тому же маршруту, что и Маяковский, из «Известий» в «Известия», - значит, дома никто его работой не интересуется. Или интересуется по принципу: пишет что – то там – и ладно, хорошо, что не бездельничает. Этого мало, очень мало.

А вот когда мальчик рассказывает учителю, как папа вместе с ним прочитал все книги по истории Бородинского сражения для того, чтобы иметь возможность обсуждать с ним трудное сочинение об изображении этого сражения Толстым и Данилевским, то ясно, что судьба этого мальчика в надежных и умных руках. Учитель в данном случае понимает, что не в сочинении и не в отметке за него дело, а в близости между отцом и сыном, которая родилась, пока они над этим сочинением думали, спорили над каждой страницей и достигали той степени духовного общения, о какой каждый мечтает.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методологические основы исследования процесса формирования гражданско-правовой культуры подростков участвующих в клубной деятельности
В теоретической части данной работы мы выяснили, что участие в клубной деятельности играет важную роль в социализации подростков. Оно может способствовать становлению гражданско-правовой культуры личности, так как в клубе создаются условия для самореализации подростка, для вовлечения его в обществе ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru