Золотая педагогика

Исследование отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе

Образование » Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов » Исследование отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе

Страница 1

Для выявления отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе нами было предпринято изучение личных дел школьников со 2 по 9 класс и анкетирование родителей. В личных делах мы обращали внимание на образовательный уровень родителей, хотя и не считали его показателем развития познавательных интересов и на материальную обеспеченность семьи. Ниже приводится анкета, которая, по нашему мнению, позволяет выявить отношение родителей к развитию познавательных интересов школьников.

Нами было проведено небольшое исследование, где было опрошено 25 родителей учеников со 2 по 9 классы. Из них 13 женщин и 12 мужчин в возрасте от 28 до 52 лет.

На вопрос о любимых занятиях в свободное время получены следующие ответы: на первом месте – приготовление пищи, на втором – просмотр телевизора. Есть ответы и о том, что в свободное время родители делают уроки с ребенком. Характерно, что проводить время с детьми из 25 человек предпочитают 2 человека и считают это любимым занятием.

По данным нашего опроса в прошлом родители отдавали предпочтение таким школьным предметам как математика и история. По этому пункту можно сделать вывод о том, что память о познавательных интересах в какой-либо области обучения сохраняется на многие годы.

Нам важно было также сопоставить школьные интересы родителей и те предметы, которые в настоящее время родители охотно помогают освоить детям. Здесь в этом случае мы обнаружили, что из 25 опрошенных, только 2 родителя, увлекавшиеся ранее математикой, теперь охотно помогают осваивать этот предмет своему ребенку. Во всех остальных случаях школьные интересы родителей не повлияли на их желание помочь своим детям освоить свой любимый школьный предмет.

Из тех предметов, которые родители охотно помогают осваивать детям на первом месте стоит математика, на втором месте – русский язык (по – нашему мнению, это можно объяснить тем, что родители в свои школьные годы сдавали по этим предметам экзамены и поэтому считают освоение этих предметов важным).

Восьмой вопрос касался опыта родителей по воспитанию детей, который они восприняли от своих родителей. Из всех опрошенных большинство (45%) утверждают, что их родители заботились больше всего о том, чтобы они были сыты, здоровы, аккуратно одеты. 36% утверждает, что больше всего их родители заботились о том, чтобы на них не жаловались учителя. Совсем незначительная часть родителей вспоминает, что в детстве их родители уделяли внимание школьным достижениям и интересам (достижениям – 13%, интересам – 6%).

Наиболее значимым для нас был 9 вопрос («Вы как родитель чему больше всего уделяете внимание: здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал в плохую компанию; оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе; интересу ребенка к какому – либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками?»), так как он напрямую связан со стремлением родителей развивать именно познавательные интересы у детей. Результаты, полученные при ответе на этот вопрос, приведены в таблице №1.

Таблица №1

ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

РОДИТЕЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО

УДЕЛЯЛИ ВНИМАНИЕ

ВСЕГО ОТВЕТИЛИ

(ЧЕЛОВЕК)

Здоровью, жизнерадостности

Ребенка, тому, чтобы он не попал

В плохую компанию

9

Оценкам, отзывам учителей,

старательности, послушанию в

школе

13

Интересу ребенка, к какому – либо

учебному предмету, не

подкрепленному хорошими

оценками

3

Всего опрошено

25

Из таблицы видно, что больше всего родителей волнуют успехи в учении, здоровье и социально – позитивное поведение детей, а познавательные интересы меньше всего.

Родителям более всего близка следующая позиция: «Не важно с интересом или без интереса, хорошо или плохо окончил школу, главное чтобы хорошо устроился в жизни, научился зарабатывать» (33%). Тем не менее, четверть опрошенных (25%) высоко ставит интерес ребенка к учебе и утверждает, что: «Не важно, что плохие оценки, главное чтобы было интересно учиться». Но значительная группа родителей пренебрежительно относится к познавательным интересам детей и ставит на первое место оценки (42%).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных психологических и социально – педагоги ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru