Золотая педагогика

Исследование отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе

Образование » Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов » Исследование отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе

Страница 2

Таким образом, наше небольшое исследование показало, что семья обладает значительными возможностями в развитии познавательных интересов детей, однако, убеждения родителей в том, что познавательный интерес не существенная сторона школьной жизни ребенка не позволяет им реализовывать потенциал семьи в развитии познавательных интересов у школьников в полной мере. Причиной этого по–нашему предположению, основанному на анкетировании родителей, может быть бедность собственных познавательных интересов, отрицательный прошлый опыт и убеждения, формируемые современными социальными условиями.

Поэтому можно выделить несколько уровней отношения семьи к развитию познавательного интереса ребенка:

1.Самый низкий уровень-семья воспитывает у ребенка отношение к обучению как к чему-то ненужному.

2.Отсутствие интереса родителей к обучению ребенка

3.Развитие интереса к обучению как к способу общественных достижений - родители ценят в учебе ребенка пятерки, грамоты, медали.

4.Семья влияет на интерес к учебному материалу - это выражается в том, что в семье с ребенком обсуждают, что сегодня интересного изучали, какой предмет ему больше нравится, что проходят. Родители демонстрируют свое отношение к предмету, пересказывают содержание тем, прогнозируют их сложность, пути освоения.

Низкий уровень интереса, как правило, наблюдается в семьях, где противопоставляется материальное и духовное, где господствуют установки на первичность хорошего питания, жилья, одежды материальных возможностей. Такие установки могут быть как в семьях с высоким материальным достатком, так и с низким.

Второй уровень наблюдается в семьях, где акцентируют самостоятельность ребенка. «Мой все делает сам. Я к его школьным делам и близко не подхожу»,- обычно говорят родители в таких семьях. Социальные педагоги отмечают, что такая позиция бывает удачной, она действительно развивает самостоятельность, но иногда родители преувеличивают возможности ребенка.

Третий уровень характерен для семей различного типа. По нашим данным таких семей большинство. Для них важны внешние сигналы о том, что все благополучно и что пройден очередной этап обучения.

Четвертый уровень характерен для семей, в которых приоритет отдается духовным ценностям. Таких семей по нашим данным мало, но именно этот тип отношений семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе можно считать оптимальным.

Мы намерены продолжить исследование и определить пути влияния школы на семью с целью изменения ее отношений к развитию познавательных интересов ребенка в школе.

Исследование проблемы познавательного интереса и его развития в семье показывает актуальность темы. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива как стимула к получению образования. Поэтому важнейшими задачами школы являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развить у них познавательный интерес и повысить его уровень. Для решения этих задач необходимо сотрудничество школы и семьи.

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой есть представители разных поколений. Следовательно, вместе существуют различные ценностные ориентации, жизненные позиции, точки зрения, убеждения, потребности, интересы. У ребенка есть возможность сопоставлять, сравнивать, выбирать то, что его больше привлекает, участвовать в совместной деятельности, получать поддержку в реализации своих интересов и помогать другим членам семьи реализовать их интересы.

Проведенное исследование привело нас к следующим выводам:

- познавательный интерес возникает как проявление любопытства, активности, направленной на познание окружающего мира со временем выражается в интересе к обучению, и лежат в основе мотивов учения. Поскольку познавательные интересы - это собственные, внутренние свойства человека, предшествующие учению, следовательно, они зарождаются за пределами школьной жизни и наверняка в их формировании существенную роль играет семья;

- современная семья - сложное социальное явление, претерпевающее существенные изменения под влиянием современных общественных процессов. Тем не менее, семье удается сохранить большинство своих функций, в частности, воспитания и духовного развития ребенка;

- несмотря на многочисленные претензии друг к другу, семья и школа стремятся к сотруднидничеству в развитии познавательных интересов детей: на основе познавательных интересов, которые рождаются и развиваются в семье, школа предполагает работать над развитием интереса к обучению;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Животные Африки
Обыкновенный бегемот, или гиппопотам — крупное травоядное млекопитающее из семейства бегемотовых. Единственным другим видом, состоящим в этом семействе, является карликовый бегемот. Научное название является латинизированной формой греческого слова ἱπποπότα& ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru