Золотая педагогика

Роль средств обучения в образовании

Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Учителю, работающему в современной школе, необходимо знать как номенклатуру имеющихся средств, так и их дидактическое назначение. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где, когда целесообразно использовать в учебно - воспитательном процессе и какие результаты можно получить. Средства обучения представляют собой материальные или духовные ценности, необходимые для достижения учебно-воспитательных целей. Обычно они используются с соответствующими методами обучения. Если методы обучения отвечают на вопрос "как учить?", то средства "с помощью чего учить?".

Разные методисты, педагоги дают свои определения средствам обучения.

Давыдов В.В. определяет "средство обучения" как "обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней".

По мнению Хуторского А.В., средства обучения - "материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося" .

Пидкасистый П.И. под средством обучения понимает "материальный и идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний" .

В электронной энциклопедии средство обучения трактуется "как объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения представленных целей обучения, воспитания и развития" (W)

В педагогическом словаре дается такое объяснение "Средство обучения - обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней".

Рассмотрев основные понятия средств обучения, следует уделить внимание принципам их использования:

учет психологических и возрастных особенностей обучающихся;

гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного и целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка;

учет дидактических целей и принципов дидактики;

сотворчество педагога и обучающегося;

приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения являются важным компонентом процесса обучения.

Под процессом обучения мы понимаем сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию. Изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы, средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.

Еще по теме:

Этапы развития детского рисунка
Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительны й. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей , которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти слу ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru