Золотая педагогика

Анализ литературы по проблеме исследования

Страница 1

Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В ней принимают участие различные анализаторы: слуховой, двигательный, зрительный и др. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Н.И. Красногорский, В.И. Бельтюков, А.В Валлон и др. исследователи). Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития (А.Р. Лурия, Б.Г. Ананеньев, Р.Е. Левина, О.Г. Кауфман и др.). Различия устной и письменной речи рассматривают в своих работах С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, т. е дисграфию.

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, где патологию чтения и письма рассматривали как единое расстройство письменной речи.

В конце XIX в. Существовали две противоположные точки зрения: нарушение чтения и письма рассматривалось как один из компонентов умственной отсталости ( F. Bachman, C. Wolf, D. Engler); авторы другой точки зрения подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью (V. Morgan, А. Куссмауль, О. Беркан). Согласно, второй точке зрения, некоторые авторы ( F. Warburg, P. Ranschburg) считали, что механизмом нарушений письма является дефективность зрительных образов слов и отдельных букв. В связи с этим нарушения письма стали называть "врожденная словесная слепота".

Постепенно понимание природы нарушений письма менялось. Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К. Монакова (25). Он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства.

Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина. Р.А. Ткачев считал, что данное нарушение вызывается влиянием наследственных факторов и сопровождается нарушением памяти и слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами звуков. С.С. Мнухин считал общей психопатологической основой расстройств нарушение структурообразования.

В 30 годах XX столетия нарушение письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи. В этот период подчеркивается определенная зависимость между этими нарушениями, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха – с другой (Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина).

Авторами высказываются несколько различные взгляды на механизмы нарушений письма.

Вопросами дисграфий у детей много занимался М.Е. Хватцев [хр. 460 II]. Сначала он рассматривал их как прямое отражение недостатков произношения. В своих более поздних работах он рассматривает нарушения письма более дифференцировано, с учетом сложной структуры процесса письма, и выделяет различные формы дисграфии, многие из которых и до настоящего времени являются достаточно обоснованными.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Элементы обучения рисованию детей средней группы
Определяя программный и методический материал по рисованию детей средней группы, мы исходим из тех новых возможностей, которые приобретаются детьми этой группы, при условии правильного руководства изобразительной деятельности в младшей группе. В связи с этим были поставлены следующие задачи: - разв ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru