Золотая педагогика

Мозговая организация процесса письма

Страница 2

Таким образом, в функциональную систему, обеспечивающую нормальный процесс письма, входят различные участки коры левого полушария мозга и различные анализаторные системы (акустическая, оптическая, моторная и т.д.), причем, каждая из них обеспечивает нормальное протекание лишь одного, какого-либо звена в структуре письма, а все вместе- нормальные условия для осуществления сложного целостного процесса письма.

Обобщая все сказанноеометим, что функциональный состав письма обеспечивается следующим образом:

Три основных блока мозга:

I блок — блок регуляции тонуса и бодрствования. Поддержание активного тонуса коры при письме. (Формирование этого блока мозга продолжается до 3 лет. При неполноценном его формировании дети быстро утомляются.)

II блок — блок приема, переработки и хранения информации. ( Формирование этого блока происходит до 12 лет)

1. Переработка слухо-речевой информации — фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память.

2. Переработка кинестетической информации — дифференциация артикулем; кинестетический анализ графических движений.

3. Переработка зрительной информации — актуализация зрительных образов букв и слов.

4. Переработка полимодальной информации — ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов.

III блок — блок программирования, регуляции и контроля. ( Формирование начинается после 12 лет)

1. Эфферентная (серийная) организация движений — моторное (кинетическое) программирование графических движений.

2. Регуляция психической деятельности — планирование, реализация и контроль акта письма.

Нарушение каждого из перечисленных компонентов может вызывать трудности письма, выступая относительно изолированно или сочетано. Значительно осложнять процесс письма может также несформированность механизмов, отвечающих за состояние "фона" двигательной активности - тонус мышц, поддержание позы, координацию движений. Кроме того, поскольку письменная речь предъявляет повышенные требования к планированию текста, его развернутому оформлению, на письме могут с максимальной отчетливостью проявляться все слабые звенья устной речи ребенка (эти собственно речевые компоненты, входящие в состав письменной речи, в вышеприведенной схеме не указаны).

В структуре письма и его психофизиологических механизмах как в сложной деятельности выделяются следующие уровни организации (Лурия А.Р., Хомская Е.Д., Цветкова Л.С., Ахутина Т.В. ) :

Психологический уровень реализуется за счет работы лобных отделов мозга — переднего, заднего и медио-базального отделах лобной области коры головного мозга. Психологический уровень включает ряд звеньев:

· возникновение намерения , мотива к письменной речи;

· создание замысла (о чем писать);

· создание на его основе общего смысла ( что писать ) содержания;

· регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) состоит из нескольких звеньев:

· процесс звукоразличения, с помощью которого проводится анализ звукового состава слова, его акустической, кинестетической и кинетической основы на уровне фразы;

· объем акустического восприятия и слухоречевая память обеспечивает восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти;

· актуализация образов- представлений- графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровка в соответствующие буквы;

· актуализация моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующую букве серию тонких движений руки;

· написание букв , слов , фраз.

Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств обеспечивается совместной работой передней и задней речевых зон, отвечающих за синтагматику и парадигму речи.

Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий :

· процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов;

· объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором (и возможно совместно с кинестетическим), в структуру восприятия входит звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременной отбор и удержание нужной информации для ее обработки;

· перешифровки с одного психического процесса на другой (со звука на букву) происходит благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной, анализаторной систем, которые обеспечиваются работой третичной задней зоны мозга височно-теменной-затылочной зоны, здесь и происходит актуализация образов представлений буквенных знаков;

· перешифровка оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы происходят благодаря сложной совместной работе зрительных и двигательных анализаторных систем.

Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов левого полушария.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Воспитательный процесс и его закономерности
Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru